Спецпроект: судовладельцы и руководители крюингов рассказывают, что делать украинским морякам в кризис

0
3788
Руслан Бундюк

1Руслан Бундюк, директор компании MSC Crewing Services

На самом деле, хороший моряк может найти работу в любое время. Проблемы возникают у плохих моряков, субстандартных, которые либо не знают английского языка, либо не очень хорошо владеют своей профессией. Перед трудоустройством многие компании проводят дополнительное тестирование по английскому языку и по специальности. Мне кажется, что именно таким морякам сложно найти работу.

Требования к профессиональным навыкам моряка повышаются всегда, независимо от кризиса. И крюинги, и моряки должны идти в ногу со временем и обладать большим объемом знаний не только по своей специальности, но и о международных конвенциях.
Что касается гибкости, она должна быть обоюдной и в любое время, а не только в кризис. Моряки, крюинговые компании и судовладельцы — все должны стараться достичь компромисса в разных ситуациях.

2Энди Кук, глава службы рекрутинга и крю-координирования компании V.Ships

Мы давно работаем с украинскими моряками. V.Ships набирает здесь специалистов уже много лет, и не без причины: мы довольны навыками украинских моряков, уровнем их профессионального обучения, а также качеством инфраструктуры, обеспечивающей подготовку морских кадров.

За последние двадцать лет люди, которые идут работать в море, сильно изменились. За два дня, пока я в Украине (20-21 апреля 2016 года), я поговорил с кадетами и молодыми офицерами, и хочу сказать, что они меня впечатлили. Эти ребята настроены очень позитивно, и мне кажется, что они преуспеют не только в Украине, но и на мировом рынке труда.

3Игорь Сафин, капитан, директор крюинговой компании V.Ships Украина

Кризис действительно не заканчивается, в том числе и на фрахтовом рынке. Суточная стоимость фрахта судна класса handysize (балкер до 50.000 тонн) — до $2.500. Это мизерная сумма, которая едва может окупить содержание экипажа. Поэтому у судовладельцев есть два выхода: или поставить судно на прикол и переждать кризис, или дать ему работу, но сократить расходы.

Основная часть судовых расходов — это, конечно, содержание экипажа. Поэтому судовладельцы или уменьшают зарплаты, или набирают более «дешевые» национальности, что, естественно, бьет по рядовым украинским морякам — матросам и мотористам, у которых зарплаты выше, чем у филиппинцев. Что касается квалифицированных офицеров, то они и в кризис широко востребованы на мировом рынке труда.

Поэтому я говорю всем ребятам: сразу поступайте в мореходку и учитесь на офицеров. Если вы рядовой моряк и хотите остаться работать в море, то поступайте на заочное отделение, учитесь на штурмана или механика.

Офицерам же я советую хорошо учиться в течение жизни, начиная со школы и мореходки и дальше всю жизнь. И конечно, углубленно изучать английский язык: сегодня без хорошего знания языка на флоте делать нечего.

4Прадип Чаула , исполнительный директор Anglo-Eastern Ship Management

Мировой экономический кризис сейчас в самом разгаре, поэтому некоторым морякам будет сложно найти работу в ближайший год. В Anglo-Eastern считают, что украинские моряки — умелые специалисты. Самое главное, что им нужно сделать, попав на судно — это серьезно относиться к своим обязанностям, усердно работать и не конфликтовать с представителями других национальностей. Буквально через год перед такими моряками откроется много новых возможностей.

Морское образование в Украине довольно неплохое, поэтому нехватка рабочих мест не связана с уровнем обучения. Виной всему кризис.

Хлопков Сергей

5Сергей Хлопков, заместитель генерального директора компании Marlow Navigation в Украине

Чтобы найти работу, всегда нужно быть в курсе того, что происходит на морском рынке труда. Эта индустрия неразрывно связана с ситуацией в мировой экономике.

Говоря о «моряках», давайте уточним, кого имеем в виду: есть рядовой состав и есть офицеры. И если украинский комсостав на мировом рынке все еще достаточно востребован, то с рядовыми все несколько сложнее.

По сравнению с ситуацией семь, восемь, даже пять лет назад, сегодня спрос на морские кадры разбалансирован. До сих пор сохраняется избыток тоннажа. Многие компании в этом году вообще не будут заказывать балкерный тоннаж. На первый квартал 2016 года было заказано всего два новых балкера, по сравнению с семьюдесятью восемью судами в первом квартале 2015 года.

Поэтому морякам нужно быть конкурентоспособными и понимать, что требует рынок. Конкурентоспособность для моряка — это профессиональные знания и готовность к переговорам. Есть люди, которые согласны только на самые высокие зарплаты и самые лучшие условия. Но давайте посмотрим правде глаза: периодически надо понимать, где есть перспектива и стабильность, а где — самая высокая зарплата только на данный момент.

Наглядный пример — сектор оффшора. Я бы хотел, чтобы эта индустрия поднялась как можно скорее, завтра стало как можно больше судов и пошло строительство. Но тем не менее, сегодня в этой индустрии кризис, и моряки начинают понимать, что пришло время, когда нужно думать о стабильности.

Нужно вкладывать «в себя» — в свое образование, навыки, тренировки, обязательно улучшать английский язык, разбираться с тем, что происходит на рынке и понимать, с какими компаниями можно работать и кто может предоставить стабильную работу.

Евгений Тюпиков

6Евгений Тюпиков, управляющий директор компании «CMA ШИПС Украина»

Существуют различия между наймом рядового и офицерского состава. Чаще всего рядовым отказывают в работе вот по каким причинам. Первая — это плохое знание английского языка. На мой взгляд, хороший английский — основная причина массового трудоустройства филиппинцев. Хотя подготовка у них слабее, из-за хорошего знания языка иностранный судовладелец предпочитает закрывать на это глаза.

Вторая — это банальная нехватка опыта. Например, мы набираем рядовой состав на контейнеровозы вместимостью 5100 – 5700 TEU. Соответственно, для матросов необходим опыт работы на судах не менее 2500 TEU, а для мотористов – на главных двигателях не менее 15000 кВт и тип MAN B&W MC. Кроме того, наблюдается слабый профессиональный уровень подготовки матросов и мотористов второго класса после шестимесячных курсов. Есть еще такая печальная тенденция, как повторяющиеся случаи употребления алкоголя на судне и снижение мотивации после подписания контракта. Попав на судно, некоторые моряки снижают требования к себе и своей работе до минимума.

Молодым офицерам отказывают в первую очередь из-за низкого уровня подготовки в учебных заведениях: из-за повсеместной коррупции средний балл не отражает реальных знаний выпускника. Кроме того, как и рядовым, комсоставу необходим уже имеющийся опыт. Например, старший помощник после судна с дедвейтом 5000 тонн не имеет шансов быть трудоустроенным на контейнеровоз 5000 TEU. Наконец, играет свою роль и очень высокий приоритет денег: многие офицеры готовы постоянно менять компании за минимальную прибавку к зарплате. Таким поведением они нарушают стабильность на судах. Из-за этого судовладелец вынужден полностью отказаться от найма конкретной национальности и искать более лояльных офицеров.

7Эрик Нилсен, вице-президент компании Seaspan

Мы в Seaspan очень довольны украинскими моряками. Они прекрасно справляются со своими обязанностями. Чтобы быть успешными в такой выосококонкурентной среде, как судоходство, украинцам нужно постоянно повышать свою квалификацию и приносить пользу компании и ее клиентам.

Сегодня мы как раз говорили о том, как Seaspan может стать еще более полезным для своих клиентов. Нам нужны люди, которые проследят, чтобы они не понесли убытки. Нам нужно загрузить больше груза и потратить на доставку меньше топлива. Это невозможно без моряков. Чтобы стать лучше, украинским морякам нужно работать в этом направлении. Это сложная задача, которая требует комплексного подхода.

Илья Кудинов

8Илья Кудинов, региональный представитель компании Seaspan в Украине

В первую очередь, нужно повышать свою квалификацию — в частности, с самого начала хорошо учиться, чтобы выглядеть лучше других кандидатов. Индустрия переживает глубокий финансовый кризис, от которого страдает не только Украина, но и все остальные страны в мире. В связи со сложной экономической ситуацией, судовладельцы повышают требования к, так сказать, «качеству» моряка. Поэтому нужно вначале усердно учиться, а потом очень старательно и ответственно работать.

Наша система образования все еще страдает от последствий советского периода: курсантов обучают преподаватели старой закалки, которые работают за низкую зарплату, что только уменьшает их мотивацию к обучению студентов. Эти проблемы необходимо решить. Нам также нужно улучшить тренировочную базу. Дальше мы должны воспитывать в наших ребятах ответственность и правильное отношение к труду, учебе, работе и к своим коллегам.

9Сергей Голтвяница, суперинтендант в компании Staff Centre Crewing

В настоящий момент главный фактор, который влияет на судоходство, — это мировой кризис. Дело в том, что экономика похожа на дерево, которое тянется к солнцу и растет. Судоходная индустрия — это один из двигателей роста, своего рода фотосинтез, который помогает общему развитию экономики. Безусловно, эта волна (кризиса) должна пройти и она пройдет. С трудоустройством действительно стало сложнее из-за того, что суда становятся в отстой. Эта тенденция сохраняется с прошлого года, но она должна когда-нибудь себя исчерпать, и чем раньше, тем лучше.

Что посоветовать морякам? Не терять квалификацию, а наоборот, повышать её, искать, и пусть откроется дорога идущему. Украинским морякам нужно совершенствовать свой английский. Без знания языка трудоустройство усложняется, хотя, например, в Staff Centre есть группа русскоязычных экипажей. Но даже там, если моряк плохо знает язык, ему будет трудно: все руководства и инструкции написаны на английском. Да, они составлены просто, как для домохозяек, но даже этот простой язык нужно знать.

Анна Пискунова

10Анна Пискунова, руководитель отдела кадров танкерного отделения компании Bernhard Schulte Shipmanagement

Мы пока не замечаем кризис, и надеемся, что так будет и дальше. Что касается трудоустройства моряков, то нашей компании в первую очередь требуется хорошее знание английского языка, опыт работы на конкретном типе судна и хорошие профессиональные знания. Это главные критерии отбора.

Некоторым морякам стоит обратить внимание на взаимоотношения с работодателями. Всем компаниям хотелось бы, чтобы моряки были более лояльными и спокойнее относились к своей работе. Важно понимать, что моряк уходит в рейс, чтобы полностью отработать свой контракт, а не конфликтовать с руководством.

Любая компания не очень хорошо относится к «джамперам», но мы в BSM понимаем, что бывают разные жизненные ситуации. Поэтому, если человек прошел все собеседования и доказал, что он прыгал из одной компании в другую по причине каких-то семейных неурядиц или других личных проблем, то конечно, мы его возьмем.