Может ли воздушный змей тащить за собой судно? В SkySails считают, что да!

0
1473
Фото: SkySails

Давно не новость, что судоходство играет большую роль в нагнетании парникового эффекта на планете. По данным Комиссии Евросоюза, мировой флот производит один миллиард тонн выбросов в атмосферу ежегодно. В Германии взялись помочь беде – там изобрели оригинальный способ сделать судно более энергоэффективным с помощью верхнего летучего паруса.

Гамбургская компания SkySails разработала так называемую «пропульсию бумажного змея» для больших грузовых судов. Основанная в 2001 году, компания специализируется на использовании энергии ветра на море.

«Идея очень простая, – уверяет Стефан Врейг, генеральный директор и один из основателей SkySail. – Верхний летучий парус даёт больший импульс к движению, чем любое другое парусное вооружение. Обычный парус или воздушная турбина рядом с ним просто не выдерживают критики».

«Воздушный змей» на судне обходится недёшево – от €1,5 до €2,5 млн. за одно устройство. Это не так страшно, как звучит – по подсчётам SkySails, один киловатт энергии в час будет стоить всего шесть центов – вдвое дешевле энергии, получаемой от дизельного главного двигателя. Разработчики также утверждают, что новая технология даст в 25 раз больше энергии на квадратный метр, чем обычный парус – около 2.000 киловатт «чистой пропульсии при попутном ветре». Это достигается за счёт высоты парения «змея» – от 300 до 400 метров. В SkySails обещают сказочную экономию топлива – до 10 тонн в день при подходящих погодных условиях.

Стефан Врейг уточняет, что проект был запущен довольно давно, но заморожен во время кризиса 2008 года, когда судовладельцы, борясь за выживание, не были склонны испытывать технические новинки. Только два судна были оборудованы «змеями». Тогда компания занялась разработкой сопутствующего проекта – оптимизирующего программного обеспечения для коммерческих судов. Так появился «менеджер производительности судна» – совместное детище SkySails и LEMAG – немецкой компании-производителя измерительных приборов. «Менеджер» помогает повысить эффективность судна, используя в реальном времени информацию обо всех процессах – от расхода топлива до коэффициента полезного действия главного двигателя.

«Это отличная разработка, – считает Врейг. – Но наша главная цель – запрячь ветер. Подумайте сами – он бесплатный, безопасный и есть везде, а современные суда его просто игнорируют. Это непрактично».

Учёные обещают, что ХХІ век станет веком возобновляемых источников энергии. Растущая популярность использования энергии ветра на судах подтверждает этот прогноз. По данным Европейской ассоциации по ветроэнергетике, в первой половине 2015 года к энергетическим системам судов были подключены 584 воздушные турбины – втрое больше, чем в аналогичный период 2014 года. Если «воздушный змей» от SkySails и подобные разработки приобретут популярность, судоходство ждёт новая «эпоха парусов».