01. А хочу ли я быть моряком? В Украине это перспективная профессия?
02. Я хочу стать моряком. Что мне для этого сделать?
03. А моряки бывают разные? А какие именно?
04. И что, мне в любом случае надо в вуз? Даже если я хочу быть самым простым моряком?
05. А какие вузы в Украине готовят моряков?
06. Сколько лет нужно учиться в морском вузе?
07. А после какого класса надо поступать? После одиннадцатого или можно после девятого?
08. Какие предметы сдавать на ВНО, чтобы поступить в морской вуз?
09. Трудно ли поступить в морской вуз? Какой средний проходной балл?
10. Сколько стоит платное обучение?
11. А в каких морских вузах есть общежитие?
12. А в каких морских вузах есть военная кафедра?
13. А если я хочу быть не обычным моряком, а военным?
Наши моряки высоко ценятся на мировом рынке труда. Украина занимает первое место в Европе и четвёртое в мире по количеству морского офицерского состава. Система морского образования в стране работает вовсю: Украина выдаёт морякам дипломы международного образца, которые не требуют подтверждения за границей. Проблем с трудоустройством не возникает – в Украине огромное количество крюинговых агентств, которые бесплатно помогают нашим морякам найти работу в иностранных компаниях. Прибавьте к этому романтику дальних странствий, полезный для здоровья морской воздух и возможность реализовать себя в настоящем, сложном, захватывающем деле. Итак, хотите ли вы стать моряком?
Подумайте, чем вы любите заниматься. Если у вас талант к работе с механизмами – вы можете с закрытыми глазами разобрать и собрать свой велосипед или компьютер – то вам прямая дорога в машинное отделение. Если вы предпочитаете проводить время на свежем воздухе и для каждого похода с друзьями прокладываете маршрут на карте, то вам лучше присоединиться к палубной команде. Наконец, если вы обожаете готовить, и хотели бы совместить это хобби с работой моряка, вас ждёт камбуз.
Кроме того, моряк может работать в порту, на судостроительном или судоремонтном заводе, в снабжении, в офисе судоходной компании. Многие боятся, что если им надоест море, они не найдут, чем заняться на суше – но это неправда.
Но если вы хотите стать офицером торгового флота, то вам не миновать высшего учебного заведения. Украина славится в мире именно офицерским составом. Палубные офицеры – это капитан судна, а также старший, второй и третий его помощники. Офицеры машинного отделения – это старший, второй, третий и четвёртый механики и электоромеханик. На камбузе офицеров нет (но кок всё равно главный на судне :)
Решая, кем стать – рядовым или офицером – следует учесть, что к концу 2019 года нехватка офицеров на мировом рынке труда составит 42.500 человек, а рядовым, напротив, будет недоставать рабочих мест. Поэтому квалифицированным выпускникам морских вузов гарантировано стопроцентное трудоустройство, тем, кто окончил курсы, найти работу будет гораздо сложнее. Кроме того, зарплата офицера в разы выше зарплаты рядового. В среднем офицер, даже только что закончивший вуз, получает не менее $3.000, помощник капитана – до $5.000, капитан – от $8.000. В то время как рядовой получает около $1.000, со стажем работы – до $1.500.
В академию идут как правило те, кто собирается работать на судне. Но есть и такие морские вузы, которые готовят работников порта, верфи или судоремонтного завода. К их числу относится Одесский национальный морской университет. Но на одном из его факультетов вы можете получить образование для работы механиком или электромехаником в машинном отделении судна.
Моряков также готовит факультет судовождения Киевской государственной академии водного транспорта имени гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного. У академии есть филиалы в Николаеве и Измаиле. Ещё в Николаеве находится Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова, где одна из специальностей позволяет получить подготовку судового механика. Отличную репутацию имеет Херсонская государственная морская академия, которая тоже готовит плавсостав – моряков, работающих на судне. Академия известна своей учебно-тренажёрной базой, одной из самых современных в Европе, которая даёт возможность получить блестящие практические навыки. Вуз сотрудничает с мировыми судоходными компаниями, которые спонсируют его постоянную техническую модернизацию, от покупки дорогостоящих навигационных симуляторов до создания Wi-Fi лабораторий для изучения английского языка.
При Одесской морской академии есть Мореходное училище имени А. И. Маринеско. В училище вы получите диплом младшего специалиста, который позволяет занимать должности вплоть до второго помощника капитана включительно, отучившись всего три года.
При Херсонской морской академии есть Морской колледж, в котором вы также сможете получить степень младшего специалиста за три года обучения, поступив после одиннадцатого класса.
Например, при Одесской академии существует Мореходный колледж технического флота, куда принимают после девятого класса. Проучившись в колледже четыре года, вы станете младшим специалистом, шесть лет – получите диплом бакалавра. В колледже есть как судомеханическое, так и судоводительское отделение – вы сможете стать членом и палубной команды, и команды машинного отделения.
Также после девятого класса вы можете поступить в Морской колледж Херсонской морской академии, где тоже получите степень младшего специалиста через четыре года. Бакалавров колледж не готовит, но его выпускники всегда могут продолжить обучение в самой академии.
Например, для поступления в Одесскую морскую академию на любую специальность, кроме правовых, нужно подать сертификат ВНО по украинскому языку и литературе (базовый уровень), математике (базовый уровень) и иностранному языку. Для правовых специальностей список меняется: украинский язык и литература (базовый уровень), история Украины, и иностранный язык соответственно.
Сертификатов по украинскому языку и литературе, математике и иностранному языку достаточно для поступления на подавляющее большинство специальностей в морских вузах. Но, к примеру, в Херсонской морской академии к выбору предметов подошли более гибко: вы можете по своему выбору подать сертификат либо по иностранному языку, либо по физике. Причина такого решения понятна: без основательных знаний по физике невозможно изучение навигации или работы судовых механизмов. Очень важен также английский язык – на иностранных судах, где обычно работают украинские моряки, все члены многонационального экипажа общаются по-английски.
В 2015 году при поступлении на бюджет в Одесскую морскую академию проходной балл составил на специальности «Судовождение» – 175,64 баллов, на специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» – 160,595 баллов, а на специальности «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» – 143,77 баллов.
При поступлении на бюджет в Херсонскую морскую академию в том же году проходной балл составил на специальности «Судовождение» – 169 баллов, на специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» – 158 баллов, а на специальности «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» – 146 баллов.
В Одесском национальном морском университете стоимость обучения на специальностях «Судостроение и океанотехника» и «Электромеханика» в 2014-2015 учебном году составляла 30.640 грн. за весь период обучения на степень бакалавра.
Те, кто поступил в Херсонскую государственную морскую академию на специальность «Судовождение» в 2015 году заплатят за четыре года обучения на степень бакалавра 80.160 грн. Для специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» стоимость обучения составит 75.600 грн.
В Киевской государственной академии водного транспорта стоимость обучения в 2015-2016 учебном году на степень бакалавра специальности «Морской и речной транспорт» составляла 14.774 грн. в год.