Влияние полюса поворота на поведение судна

Доцент кафедры «Управление судном», капитан дальнего плавания Евгений Тюпиков:

Капитан дальнего плавания Евгений Тюпиков, доцент кафедры «Управление судном»
Капитан дальнего плавания Евгений Тюпиков, доцент кафедры «Управление судном»

Во время лекций я часто сталкивался с вопросами курсантов про различные случаи поведения судна (в плане маневренных характеристик), которые им были не понятны. Зачастую это касалось вопросов поведения судна у причала и при различных видах течения. Отвечая, я заметил, что курсанты зачастую не понимают, почему судно в определённый момент резко изменило направление движения. Происходит это потому, что им неизвестны базовые элементы. Одним из таких элементов является полюс поворота (ПП). О нём и будет говорится в этой статье, а также о влиянии течения на маневренные характеристики.

csm flag

Полюс (центр) поворота находится там, где угол дрейфа при циркуляции равен 0.

Рассмотрим 3 ситуации:

  1. Судно остановлено (ровный киль, штиль): полюс поворота совпадает с ЦТ.

1

2. Дан передний ход. Полюс поворота сместится в носовую часть судна и будет находиться в 1/4 от форштевня

3

3. Дан задний ход. Полюс поворота сместится в кормовую часть судна и будет находится в 1/4 от ахтерштевня.

2

Для чего нужно знать расположение полюса поворота? Как пример, рассмотрим швартовку с буксирами.

image08

image07

Знание полюса поворота даёт понимание, почему судно поворачивается кормой или носом.
Рассмотрим несколько вариантов течений в стеснённой акватории:

image01попутное течение. Это самая неблагоприятная ситуация. Для того, что бы удерживать судно на курсе относительно воды, необходимо, чтобы ПП находился в носовой части. Поэтому приходится держать скорость судна как минимум больше, чем скорость течения (иногда в 2-3 раза). Если возникает необходимость снизить скорость, то ПП смещается в корму и судно теряет управляемость.

image00встречное течение. Полюс поворота легко удерживается в носовой части судна, что позволяет сохранить хорошую управляемость. Продвигаясь на встречном течении, рекомендуется наблюдать на траверзе за перемещением неподвижного объекта. Естественно, мы говорим о скоростях близких к минимальным и происходящих во время таких операций, как швартовка или вход в док. При маневрировании на больших скоростях и на открытых акваториях течением вообще пренебрегают.

диагональное течение. Ничего не остаётся, как «ловить» судно с помощью перекладок руля и подрабатывая машиной. Со временем у судоводителя должно развиться обострённое чувство движения судна, дрейфующего в нужном направлении.

Как видим, знание полюса поворота помогает лучше понять поведение судна и течения тоже.

Изгибы рек с приливно-отплывными течениями

Как правило, на внешней стороне изгиба – течение сильное, а на внутренней – слабое. В этом случае, если судно проходит изгиб на попутном течении, то на корму будет воздействовать сильное течение, а на носовую часть слабое.
Соответственно, судно стремится к развороту в центр, поэтому судоводитель должен быть готов к удерживанию.

image03На встречном течении на носовую часть судна будет воздействовать сильное течение, а на кормовую – слабое. Если вовремя не переложить руль и, возможно, добавить хода – судно не впишется в поворот и выскочит на  «бровку канала».

image02Вот вкратце и всё, что требуется знать о величине «полюс поворота». Говоря проще, находясь на мостике, судоводитель может представлять себе, где в данный момент находится полюс и соответственно, как поведёт себя судно.