Метаноловый «бум»: как изменится схема движения химовозов?

0
1940
Фото: Drewry
Фото: Drewry

Рост объёмов производства метанола в США и на Ближнем Востоке серьёзно изменит привычную схему транспортировки химических веществ в мире, считают эксперты консалтингового агентства Drewry. Метанол* числится в пятёрке самых продаваемых продуктов химической промышленности, которые составили в прошлом году 35% всех перевозимых по морю веществ.

Главным производителем метанола является Китай. Он же является основным импортёром: спрос на этот продукт на китайском рынке значительно превышает внутреннее предложение, поэтому метанол ввозят из Северной Америки и с Ближнего Востока. Ещё недавно США значились в списке импортёров метанола, покупая до 5 млн. метрических тонн вещества у Венесуэлы, а также Тринидад и Тобаго. Но так называемая первая волна расширения нефтехимической промышленности увеличила добычу метанола в США на 12 млн. тонн, быстро сделав Северную Америку конкурентом Европы и Ближнего Востока на экспортном рынке.

Иран является единственной страной на Ближнем Востоке, которая в настоящий момент развивает проекты по увеличению объёма производства метанола и постройке новых трубопроводов. При условии снятия санкций в 2016 году, страна планирует увеличить производство на 20 млн. тонн между 2020 и 2025 годами. Большая часть продукта пойдёт на азиатский рынок. Ближний Восток располагает самым мощным в мире потенциалом по производству метанола, но иранские санкции надолго отложили его реализацию.

Согласно прогнозу Drewry, приток продукта на рынок сразу с двух сторон – из США и Ирана – приведёт к резкому падению цен начиная с нынешнего года. К 2020 году из обеих Америк будет вывезено в Азию более  9 млн. тонн метанола, для транспортировки которого понадобятся танкеры со специальным покрытием, вроде цинка или нержавеющей стали. При нынешнем состоянии рынка танкеры с цинковым покрытием более востребованы, поскольку и строительство, и фрахтование этих судов обходится дешевле. Однако танкеры с покрытием из нержавеющей стали гибче приспосабливаются к условиям конкретной транспортировки.

Переориентация США на экспорт метанола внесла разнообразие в привычные маршруты его транспортировки. В то же время, возросшие объёмы продукта потребуют более крупных судов, использование которых уменьшает стоимость перевозки. В Drewry полагают, что два этих фактора должны полностью изменить схему движения танкеров-химовозов в Мировом океане в ближайшие пять лет.

*Метанол — метиловый (древесный) спирт, являющийся основой для производства многих бытовых и промышленных товаров, сырьевых продуктов. Используется в качестве топлива и растворителя.