Защитить рыбаков: IMO – за Кейптаунское соглашение

0
589
Рыболовные суда

Международная морская организация (IMO) проводит кампанию в поддержку Кейптаунского соглашения, разработанного с целью повышения безопасности рыболовного флота. О необходимости ратификации документа шла речь на Региональном семинаре, который прошел в Кейптауне (ЮАР) 16-20 октября 2017 года при участии представителей 10 англоговорящих стран Африки.

Кейптаунское соглашение было принято на международной конференции, состоявшейся в Южной Африке в 2012 году. Посредством этого документа устанавливаются международные требования к конструкции, остойчивости, водонепроницаемости, непотопляемости рыболовных судов, к их противопожарной защите, механическим и электрическим установкам, спасательным средствам и устройствам, навигационному и радиооборудованию. Кейптаунское соглашение отменило и заменило Торремолиносский протокол 1993 года, который, как и Торремолиносская международная конвенция по безопасности рыболовных судов 1977 года, так и не вступил в силу из-за ряда препятствий технического и юридического характера. Кейптаунское соглашение также определяет требования по освидетельствованию рыболовных судов и выдаче свидетельств, формы Международного свидетельства о безопасности рыболовного судна и Международного свидетельства об изъятии.

Для подписания Кейптаунское соглашение было открыто в лондонской штаб-квартире IMO с 11 февраля 2013 года по 10 февраля 2014 года, после чего оставалось открытым для присоединения. Договор должен вступить в силу через 12 месяцев после того, как не менее 22 государств выразят готовность соблюдать его условия. При этом флот этих государств должен в совокупности насчитывать не менее 3.600 судов длиной от 24 м, занятых рыболовством в открытом море. На сегодняшний день Кейптаунское соглашение ратифицировали семь стран: Дания, Конго, Германия, Нидерланды, Исландия, Норвегия, Южная Африка. Совокупный флот подписавших соглашение стран насчитывает 884 рыболовных судна, отвечающих заданным параметрам.

«Мы хотим снизить смертность работников в одной из самых опасных профессий в мире, повысить безопасность на борту рыболовных судов, – заявила руководитель отдела морских технологий в подразделении морской безопасности IMO Сандра Алнутт. – После ратификации это соглашение вступит в силу и станет обязательным к выполнению, что будет способствовать лучшему контролю над безопасностью рыболовных судов во всем мире. Выполнение требований Кейптаунского соглашения также будет способствовать борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым (ННН) промыслом рыбы».

С целью содействия ратификации договора IMO провела ряд мероприятий в партнерстве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (FAO): на островах Кука для 10 стран Тихоокеанского региона; в Кот-д-Ивуаре для 12 стран из франкоязычного региона Африки; в Индонезии для 11 стран Восточной Азии; в Белизе для 13 стран Карибского бассейна; в Перу для 12 стран Латинской Америки. Ряд семинаров планируется провести в 2018 году.

Стремление продвигать Кейптаунское соглашение получило дополнительный импульс благодаря вступлению в силу в 2016 году «Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, неоповещаемого и нерегулируемого промысла». Документ был принят FAO в 2010 году и вступил в силу в 2016 году. Подписавшие соглашение 50 стран обязуются принять в своих портах меры по контролю над рыболовством. Кроме того, 16 ноября 2017 года вступает в силу Конвенция Международной организации труда (ILO) № 188, которая устанавливает минимальные требования к работе на борту, включая часы отдыха, питание, минимальный возраст и репатриацию.

В течение десятилетий для коммерческой судоходной отрасли, включая грузовые и пассажирские суда, действуют международные договоры, такие как Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS 74/78). Однако ключевой инструмент, который можно было бы применить к рыболовным судам, по-прежнему не работает. Это означает, что нет обязательных международных требований в отношении технической оснащенности, систем связи и безопасности, систем противопожарной защиты и спасательных средств на рыболовных судах. «Реализация положений о безопасности рыболовного судна давно назрела. Мы проводим серию семинаров по всему миру, чтобы объяснить, что такое Кейптаунское соглашение, почему его принятие так важно, как можно реализовать его положения в национальном законодательстве и какие шаги для этого нужно предпринять», – отметила Сандра Алнутт.

На данный момент IMO пересматривает положения Международной конвенции о стандартах обучения, сертификации и несения вахты на рыболовном судне (STCW-F) 1995 года, которая вступила в силу в 2012 году. Документ намерены обновить, пересмотрев некоторые положения с учетом уникального характера рыбной промышленности, условий промысловой деятельности и необходимости предотвращения ущерба окружающей среды.