Новый военный союз: что может Азия противопоставить пиратам?

0
1377

Малайзия и Индонезия собираются организовать совместную группу быстрого реагирования, которая будет способна эффективно противостоять атакам пиратов у берегов Юго-Восточной Азии. К сотрудничеству подтолкнула всё ухудшающаяся статистика нападений в этих водах. Если инициатива будет успешной, морских разбойников ждут нелёгкие времена.

С начала этого года в Малаккском и Сингапурском проливах, а также к западу от Малазийского полуострова было совершено 70 разбойных нападений на гражданские суда. Это абсолютный статистический рекорд со времён беспокойного 2008 года. На одной только прошлой неделе было зафиксировано как минимум семь пиратских атак.

Волна преступности на море заставила малазийскую морскую полицию MMEA создать группу спасения и специального назначения STAR в Джохор-Бару. Для более быстрого реагирования группе предоставлены геликоптёры. Члены команды STAR будут не только патрулировать акваторию, оперативно отзываясь на сигналы о помощи, но и охранять суда, принадлежащие малазийским компаниям, особенно связанным с правительством.

«Команда STAR – это авангард MMEA в борьбе с пиратством и разбоем на море, – заверяет адмирал Зулкифли бен Абу Бакар, глава отдела морских криминальных расследований MMEA. – Я не имею права разглашать количество участников, но поверьте – это достаточно внушительная сила, чтобы предпринять антипиратскую кампанию любого масштаба».

Сингапур, Индонезия и Малайзия уже согласовали общий график военного и полицейского патрулирования Малаккского пролива и Южно-Китайского моря, но его тщательному выполнению мешает недостаток ресурсов. Самой большой проблемой по-прежнему остаётся изрезанная береговая линия – многочисленные острова и укромные бухты мешают искать пиратов, в то же время помогая им прятаться.

Индонезийский военный флот сообщает, что у них не было создано новых подразделений, поскольку необходимость в этом не так уж велика, если хорошо координировать действия старых. Индонезия делает акцент на международном сотрудничестве – в первую очередь, с Малайзией. Эксперты по безопасности приветствуют этот шаг, но хотели бы видеть более решительный подход к проблеме.

«Единственный выход из пиратского кризиса – постоянное, мощное присутствие спецслужб в опасных водах в ночные часы, – утверждает Марк Томас, региональный менеджер в сингапурском консалтинговом агентстве Dryad Maritime. – Что для этого нужно? Люди и техника. В больших количествах».

К решительным действиям азиатские морские державы побудила беспрецедентная серия из шести пиратских атак, произошедшая недавно в Малаккском проливе и занявшая всего два дня.

«Мы понимаем, что наша безопасность зависит не только от стран, в чьих водах происходят нападения, – комментирует ситуацию Майкл Сторгаард, представитель компании Maersk Line, которой принадлежит одно из атакованных судов. – Мы настоятельно рекомендуем экипажам, проходящим через Малаккский пролив, принимать дополнительные меры безопасности. Но пока это не очень помогает».

Региональное соглашение о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (ReCAAP) полагает, что вялой и несогласованной борьбе с пиратством в водах Юго-Восточной Азии способствует характер действий самих пиратов. Азиатских разбойников интересует исключительно грабёж, иногда мелкий. На судах они появляются тайком, с ножами в руках, или вовсе безоружными. Всё это резко отличает их от сомалийских коллег, которые атакуют суда с автоматами и часто захватывают экипаж с целью выкупа. Как известно, сила противодействия равна силе воздействия – если бы пираты Юго-Восточной Азии были опаснее, прибрежные страны давно б уже сделали невозможное, лишь бы с ними справиться.