Пересмотренное Руководство по предотвращению доступа безбилетных пассажиров

0
344

Резолюции FAL.13(42) и MSC.448(99)

Комитет по упрощению формальностей Международной морской организации 08.06.2018 Резолюций FAL.13(42) принял Пересмотренное руководство по предотвращению доступа безбилетных пассажиров и по распределению обязанностей по обеспечению успешного разрешения дел, связанных с безбилетными пассажирами, которое введено в действие с 01.07.2018, но носит рекомендательный характер. Резолюция FAL.13(42) призывает правительства интегрировать процедуры этого руководства в национальную политику и практику. Одновременно отменено одноименное Пересмотренное руководство, утверждённое 09.09.2011 Резолюцией FAL.11(37).

Предварительная версия принятого Пересмотренного руководства рассматривалась Комитетом по безопасности на море, который принял её 24.05.2018 Резолюцией MSC.448(99), отменив свою Резолюцию MSC.312(88) от 02.12.2010.

Принятию новой редакции Пересмотренного руководства способствовали:

поправки к разделу 4 «Безбилетные пассажиры» Приложения к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года (ФАЛ), принятые  08.04.2016 Резолюцией FAL.12(40);

рекомендации семинара по безбилетным пассажирам, который состоялся в Абиджане в марте 2014 года;

информация Комитета по упрощению формальностей о том, что многие государства не выполняют требования Конвенции ФАЛ и не сообщают Генеральному секретарю обо всех случаях провоза безбилетных пассажиров, о которых им становится известно;

информация Клубов «Пи энд Ай» о расходах, понесённых Клубами и судовладельцами, которые связаны с безбилетными пассажирами.

Пересмотренное руководство, кроме раздела 4 Приложения Конвенции ФАЛ, основано также на положениях Резолюции А.1027(26) от 02.12.2009 о применении и пересмотре Руководства по распределению обязанностей по обеспечению успешного разрешения дел, связанных с безбилетными пассажирами, принятого 27.11.1997 Резолюцией А.871(20).

Основные положения Пересмотренного руководства следующие.

Для предупреждения попыток безбилетного проезда и оперативного разрешения дел, связанных с безбилетными пассажирами, целесообразно придерживаться следующих основных принципов:

с безбилетными пассажирами следует обращаться в соответствии с принципами гуманного отношения;

государственным властям, портовым властям, судовладельцам и капитанам следует в максимально возможной степени взаимодействовать между собой в целях предотвращения случаев провоза безбилетных пассажиров;

судовладельцам, капитанам, портовым властям и государственным властям следует принимать надлежащие меры охраны, которые, насколько это практически возможно, предотвращали бы попытки безбилетных пассажиров попасть на судно, а если это не удалось, позволяли бы обнаруживать таких лиц до того, как судно выйдет из порта, или, самое позднее, до его прибытия в следующий порт захода;

надлежащие, частые и своевременные досмотры сводят к минимуму риск необходимости урегулирования дел, связанных с безбилетными пассажирами, а также могут спасти жизнь безбилетного пассажира, если он, например, укрывается в месте, которое будет впоследствии герметично закрыто и/или подвергнуто химической обработке;

государственным властям, портовым властям, судовладельцам и капитанам следует в максимально возможной степени взаимодействовать между собой в целях обеспечения скорейшего возвращения или репатриации безбилетных пассажиров;

с безбилетными пассажирами, ищущими убежища, следует обращаться в соответствии с международными принципами защиты, изложенными в Конвенции ООН о статусе беженцев от 28.07.1951и Протоколе ООН о статусе беженцев от 31.01.1967;

государствам следует давать разрешение на возвращение безбилетных пассажиров, которые обладают полным статусом гражданина или имеют право на проживание в этом государстве.

При выходе из порта, в котором существует опасность посадки на борт безбилетных пассажиров, судно следует подвергать тщательному осмотру, но не следует использовать методы осмотра, в результате применения которых скрывающиеся безбилетные пассажиры могут пострадать. Фумигацию или герметизацию не следует проводить до тех пор, пока не будет завершён тщательный осмотр помещений, подлежащих фумигации или герметизации, с целью обеспечения отсутствия в этих помещениях безбилетных пассажиров.

Капитан судна, на котором обнаружены безбилетные пассажиры, обязан:

сделать все возможное для немедленного определения порта посадки безбилетного пассажира;

принять практические меры по установлению личности безбилетного пассажира, включая его гражданство и право проживания;

составить акт, включающий все имеющие отношение к безбилетному пассажиру данные для предоставления соответствующим властям (порта посадки, государства флага и, в случае необходимости, последующих портов захода) и судовладельцу. Для этой цели следует использовать приведённую в руководстве форму (включает сведения о судне, адрес судовладельца, адрес агента в следующем порту, фамилию капитана, сведения о безбилетном пассажире, включая знание им языков, место посадки, опись вещей и местонахождение при его выявлении, сделанные им заявления), которая подписывается капитаном и безбилетным пассажиром;

уведомить о наличии безбилетного пассажира судовладельца и надлежащие власти порта посадки, следующего порта захода и государства флага и направить им соответствующую информацию, если безбилетный пассажир объявляет себя беженцем. С этой информацией следует обращаться как с конфиденциальной в той степени, в какой это необходимо для обеспечения безопасности безбилетного пассажира;

не отклоняться от запланированного маршрута для высадки безбилетных пассажиров, обнаруженных на судне после того, как оно покинуло территориальные воды страны, в которой безбилетные пассажиры совершили посадку на судно, за исключением тех случаев, когда государственные власти государства порта, для захода в который судно отклоняется от маршрута, разрешили высадку безбилетного пассажира или существуют уважительные причины, связанные с безопасностью, охраной, здоровьем или соображениями гуманного характера;

обеспечить передачу безбилетного пассажира соответствующим властям в следующем порту захода в соответствии с их требованиями;

принять надлежащие меры в отношении охраны, общего состояния здоровья, бытовых условий и безопасности безбилетного пассажира, включая обеспечение его достаточным питанием, местом для проживания, надлежащим медицинским уходом и доступом к санитарно-гигиеническим помещениям.

Государство первого порта захода согласно плану рейса обязано:

принять безбилетного пассажира для выяснения обстоятельств и, если компетентные органы государственной власти сочтут, что это упростит решение вопросов, предоставить судовладельцу и компетентному или назначенному корреспонденту клуба «Пи энд Ай» доступ к пассажиру;

положительно рассмотреть вопрос о разрешении высадки безбилетного пассажира и предоставить ему, в случае необходимости, безопасное жилье, что может быть сделано за счёт судовладельца, если решение по данному делу не принято ко времени отхода судна или безбилетный пассажир имеет на руках действительные документы для возвращения или нахождение безбилетного пассажира на судне не представляется возможным из-за угрозы безопасности эксплуатации и охраны судна либо здоровью экипажа или безбилетного пассажира;

всемерно содействовать установлению действительности и подлинности документов безбилетного пассажира и, если безбилетный пассажир не имеет надлежащих документов, выдать сопроводительное письмо с фотографией этого безбилетного пассажира и любой другой документ, признаваемый вовлечёнными государственными властями, который разрешает возвращение безбилетного пассажира либо в его государство происхождения, либо в пункт его отправления;

проинформировать судовладельца, на чьём судне был обнаружен безбилетный пассажир, о сумме расходов, обусловленных задержанием и возвращением безбилетного пассажира;

рассмотреть вопрос о смягчении применимых финансовых санкций, когда судовладельцы удовлетворительным образом сотрудничают в принятии мер, направленных на предотвращение провоза безбилетных пассажиров, или когда капитан надлежащим образом уведомил порт захода о наличии безбилетного пассажира и предоставил подтверждение того, что с целью недопущения доступа безбилетного пассажира на судно были приняты все разумные предупредительные меры;

сообщать Международной морской организации о случаях провоза безбилетных пассажиров в соответствии с циркуляром FAL.2/Circ.50/Rev.3 «Information on stowaway incidents».

Государство первоначального порта посадки безбилетного пассажира обязано:

принять любого возвращённого безбилетного пассажира, имеющего гражданство или право проживания;

задержать безбилетного пассажира в случаях, когда безбилетный пассажир обнаружен до выхода судна за пределы территориальных вод государства его посадки. При этом судовладелец не должен покрывать какие-либо сборы или издержки или выплачивать какие-либо штрафы в связи с задержанием или выдворением безбилетного пассажира;

сообщать Международной морской организации о случаях обнаружения безбилетных пассажиров в соответствии с вышеуказанным циркуляром FAL.2/Circ.50/Rev.3.

Государство гражданства безбилетного пассажира обязано:

всемерно содействовать установлению личности, гражданства или прав проживания безбилетного пассажира и оформить соответствующие документы на безбилетного пассажира;

принять безбилетного пассажира, чьё гражданство или право проживания установлено;

сообщать Международной морской организации о случаях провоза безбилетных пассажиров в соответствии с  вышеуказанным циркуляром FAL.2/Circ.50/Rev.3 «Information on stowaway incidents».

Государство флага судна обязано:

оказать содействие капитану/судовладельцу или надлежащим органам власти в порту высадки в установлении личности безбилетного пассажира и определении его гражданства или права проживания;

быть готовым обратиться к соответствующим государственным властям с целью содействия снятию безбилетного пассажира с судна при первой возможности;

сообщать Международной морской организации о случаях провоза безбилетных пассажиров в соответствии с вышеуказанным циркуляром FAL.2/Circ.50/Rev.3.

Директор Центра последипломного образования                                        специалистов транспортной инфраструктуры НУ «ОМА»,                                         докт. техн. наук, профессор  С.И. Горб