Итоги за год: в разгар кризиса Греция сохраняет лидерство в судоходстве

0
1304
Фото: Clarksons Research
Фото: Clarksons Research

Несмотря на двойной кризис – в стране и в индустрии – Греция продолжает укреплять своё положение лидера мирового судоходства. Аналитики из британского информационного агентства Clarksons Research подсчитали, что греческим судовладельцам принадлежит 18% мирового флота. Уже спущенные на воду суда имеют общий тоннаж 333 млн. тонн, только заказанные – 40 млн. тонн. На выставке-конференции Posidonia, которая пройдёт в Афинах с 6 по 10 июня, Греции определённо будет, чем похвастаться.

Греция контролирует около 16% рынка морских перевозок. Следом за ней идут Япония (13%), Китай (11%) и Германия (7%). В последние месяцы Греция упрочила свой статус – за 2015 год её флот вырос на 7%, и это самый значительный рост среди перечисленных стран.

Что ещё важнее, греческий флот растёт последовательно из года в год – с 2009 года он увеличился на 70%. Похожие темпы демонстрировал только Китай, который удвоил тоннаж своего флота между 2009 и 2012 годами, но потом существенно замедлился. Самый медленнорастущий флот в пятёрке лидеров принадлежит Германии.

Конгломерат Афины-Пирей остаётся наиболее крупным на планете центром судоходства. Кроме него, в первую пятёрку входят Токио, Гамбург, Сингапур и Гонконг-Шэньчжэнь.

Ещё один важный показатель – занятость флота именно на мировом рынке перевозок. Владея 18% мирового флота, Греция сама осуществляет всего 1% морской торговли. То есть, остальные 17% совершенно не привязаны к национальной экономике. У Китая, например, дела обстоят наоборот: ему принадлежит 11% мирового флота и контроль над 16% морской торговли.

Рост Греции как морской державы тесно связан с развитием балкерных перевозок во второй половине ХХ века. Сейчас греческие компании работают с самыми разными грузами, но в приоритете по-прежнему остаются «мокрые» и «сухие» товары. 47% греческого флота составляют балкеры, 35% – танкеры. Вместе они составляют не менее 85% флота на протяжении 20 последних лет.

Тем не менее, некоторые маргинальные сегменты греческого флота тоже демонстрируют рост: количество контейнеровозов увеличилось до 11%, газовозов – до 4%. Но их популярность по-прежнему относительно невелика, что и определяет «лицо» греческого флота. Для сравнения: Норвегия, к примеру, фокусируется на более специализированных судах – шельфовых, ро-ро – а Германия традиционно отдаёт предпочтение пассажирскому транспорту – в первую очередь, лайнерам.

Греческие судовладельцы остаются в тройке лидеров по ценности активов – они управляют флотом стоимостью в $91 млрд. США обогнали Грецию по этому параметру в основном за счёт стоимости круизных лайнеров.

В 2015 году Греция оставалась лидером по покупке судов, отодвинув Китай на второе место. Она же удерживала первенство по продаже судов, оттеснив Германию и Японию. Только в списке заказчиков Греции пришлось удовлетвориться третьим местом: она подписала контракты на строительство судов общей стоимостью $6,9 млрд. По количеству заказов в мире лидируют Япония ($13 млрд.) и Китай ($10,7 млрд.).

В целом, какой бы кризис не переживала Греция в политической, экономической и социальной сфере, на национальном судоходстве он пока что никак не сказался. Аналитики Clarksons Research предлагают дождаться результатов нынешнего года, чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение.