Турция начинает строить Стамбульский канал

министр транспорта Турции Ахмет Арслан
Фото: АА

Турция намерена начать строительство Стамбульского канала уже в этом году. Канал длиной 45 км свяжет Черное и Мраморное моря и станет альтернативой проливу Босфор. Работы планируют завершить в 2023 году.

15 января 2018 года министр транспорта Турции Ахмет Арслан заявил: в 2018 году будет проведен тендер, после чего начнутся дноуглубительные работы. Новый водный путь, ширина которого составит 250-1.000 м при глубине 25 м, будет проложен западнее пролива Босфор, через озеро Кючюкчекмедже, водохранилище Сазлидере и водоем Дурусу. Ахмет Арслан сообщил, что в районе строительства были проведены исследования с целью оценки потенциальных рисков землетрясений, а также для изучения степени воздействия на канал волн, ветра и глубоководных течений Черного и Мраморного морей.

csm flag

Планируется, что Стамбульский канал станет главным логистическим узлом, обслуживающим Черное море. Новый судоходный канал позволит разгрузить пролив Босфор, а его фарватер обеспечит возможность прохождения даже крупных судов. Сейчас самыми крупными судами, проходящими через Босфор, являются суда класса Suezmax; полностью загруженный танкер такого класса может перевезти 1 млн баррелей нефти. Если проект строительства Стамбульского канала будет реализован, по новому водному пути смогут ходить танкеры класса VLCC, значительно превышающие Suezmax по грузовместимости. Министр транспорта Турции говорит, что крупные танкеры, угрожающие безопасности судоходства в проливе Босфор, будут использовать новый маршрут. По предварительным подсчетам, Стамбульский канал сможет пропускать в сутки 150-160 судов.

Проект будет финансироваться совместно государством и частным бизнесом. Уже известно, что Стамбульский канал станет самым дорогим инфраструктурным проектом Турции. И хотя точные цифры официально не подтверждены, предположительно сумма превысит $12 млрд. «На сегодняшний день самым амбициозным проектом является третий аэропорт в Стамбуле, на строительство которого уйдет около $12,5 млрд. Но Стамбульский канал обгонит его по стоимости», – сказал министр транспорта Турции. Вероятнее всего, после открытия судоходства в Стамбульском канале Турция будет взимать плату за использование маршрута. Сейчас, когда альтернативы Босфору нет, действия турецких властей в этом проливе регулируются конвенциями Монтрё об использовании проливов.

Впервые о строительстве альтернативного Босфору водного пути из Черного моря в Мраморное заявил президент Турции Реджеп Тайеп Эрдоган во время своей предвыборной кампании в 2011 году. Разработка технико-экономического описания проекта судоходного Стамбульского канала была завершена в декабре 2015 года.

Для Украины строительство Стамбульского канала может иметь позитивные последствия: украинские порты смогут принимать суда с большей осадкой, что сократит логистические затраты грузоотправителей и снизит время прохождения территориальных вод Турции. Но для этого важно, чтобы инфраструктура черноморских портов была готова к приему крупных судов. Интересно также мнение экологов о том, какие последствия может иметь дополнительное соединение двух морей.