Эксперты в сфере судоходства: рынок восстанавливается, зарплаты не растут

Фото: Anatoly Menzhiliy

Рынок морских грузоперевозок постепенно восстанавливается. Дефицит комсостава постепенно уменьшается. При этом многие судовладельцы и операторы все еще испытывают финансовые трудности. Таковы данные последнего отчета аналитического агентства Drewry.

По информации экспертов, с 2009 года рост заработной платы на судах практически остановился, а за последний год средние показатели ставки офицеров торгового флота даже снизились. Несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом наблюдается значительное сокращение числа офицеров, нестабильное финансовое состояние отрасли вынудило работодателей ограничить затраты на оплату труда.

csm flag

Вместе с тем, средняя ставка в 2016-2017 годах выросла примерно на 1%, что согласуется с тенденцией последних нескольких лет. Большая часть зарплат моряков выплачивается в долларах США, и укрепление национальной валюты США сбалансировало ситуацию при конвертации выплат. Наглядно эксперты Drewry отразили эту тенденцию в таблице. Базовые ставки Международной организации труда (ILO) и Международной федерации транспортных рабочих (ITF) остались неизменными в 2017 году. ITF и крупнейшая в мире ассоциация судовладельцев IMEC на прошедших в июле этого года в Токио переговорах в очередной раз не смогли договориться о повышении зарплат морякам. В 2017 году оклады членов экипажа должны были повысить на 3,5%, но стороны не нашли компромиссов, и переговоры зашли в тупик.

«С момента падения цен на нефть спрос на офицеров в оффшорном секторе упал, и это стало основным фактором смягчения общих расходов на оплату труда моряков, – сказал Мартин Диксон, руководитель Research Products и куратор отчета Drewry. – В некоторых сегментах, таких как добыча и переработка сжиженного природного газа (LNG), где требуются специалисты-профессионалы, будет продолжаться рост средней заработной платы. В других же сегментах судовладельцы будут стараться сэкономить на укомплектовании персоналом, и все это будет связано с инфляционными процессами в следующие пять лет».

По данным Drewry, дефицит комсостава торгового флота за последний год сократился на треть, до 13.700 человек. Оценка основана на исследовании глобального судоходного флота, охватывающем все сектора, за исключением судов, не работающих с грузами (буксиры, пассажирские суда), а также небольших каботажных судов, нефтеналивных танкеров и навалочных судов с дедвейтом менее 10.000 тонн. «Тем не менее, замедление роста объемов флота, как ожидается, устранит нехватку офицеров в течение следующих пяти лет, с небольшим профицитом, ожидаемым на 2021 год, – добавил Диксон. – Но мы думаем, что что на опытных офицеров для работы на специальных типах судов, таких как газовозы, будет по-прежнему высокий спрос».