01. Когда приходит время идти к юристу?
Как показывает практика, за юридической помощью моряки обращаются в любое время, даже перед отправкой в рейс — например, чтобы разобраться в непонятных формулировках трудового договора. Самые распространенные причины обращения к юристам во время и после рейса — это невыплата заработной платы, недовольство условиями труда, необходимость получить компенсацию в случае болезни или травмы. Бывает, что спасаясь от штрафов, судовладелец решает отказаться от судна, а заодно и от обязательств перед экипажем. Родственники часто обращаются к юристам, если моряк пропал без вести или погиб в рейсе.
02. Как выбрать специалиста? Если моряк придет в дорогую частную контору, ему там лучше помогут?
Профессия моряка очень специфична, и с такими проблемами справится далеко не каждый юрист. Когда судовладелец находится в Германии, крюинг в Украине, а судно ходит под флагом Панамы, берущемуся за делу специалисту необходимо виртуозно разбираться в морском и трудовом законодательстве иностранных государств и международном праве. Юридическую помощь можно получить в родном профсоюзе или пойти к частному специалисту. Нельзя сказать, что юрфирма однозначно справиться лучше профсоюзного юриста — и там, и там могут работать квалифицированные эксперты, сотрудничающие с партнерами за рубежом. Последнее важно, ведь иностранные юристы помогают нашим специалистам добиться нужного решения суда или арестовать судно за границей. Пожалуй, самый правильный способ выбрать специалиста — собрать рекомендации у знакомых, уже оказывавшихся в подобной ситуации, а потом проверить все лично. Серьезные фирмы ведут вебсайты в Интернете и страницы в соцсетях, где обязательно рассказывают об успешно закрытых делах. Кроме того, стоит обратиться к наиболее перспективным кандидатам за первой консультацией, и попросить их рассказать об имеющимся опыте работы.
03. А что с ценой? Меня не обдерут как липку?
Стоит помнить, что помощь специализированной юридической фирмы недешева. Гонорар может составлять 100-150 долларов в час (но не у всех и не всегда). Поэтому такие фирмы не всегда берутся за «мелкие» дела, например, взыскать зарплату в 10-15 тыс. долларов. В скромных частных случаях помощь международной сети профсоюзов может быть предпочтительнее. Профсоюзы могут привлечь к решению проблемы, например, портовые власти. Этот подход бывает эффективнее судебной тяжбы в странах со слабо функционирующей судебной системой.
04. Есть ли «обязательный» пакет документов, который может ускорить или облегчить ведение дела?
Обращаясь за юридической помощью, очень желательно иметь при себе индивидуальный трудовой контракт и паспорт моряка с отметками о прибытии и отбытии с судна. Если есть, стоит взять также справку о плавании, расчет задолженности или депонент (если обращение связано с невыплатой зарплаты), или рапорт капитана о несчастном случае на борту (если обращение связано с получением травмы). Если этих документов нет, не нужно думать, что все пропало. Специалисты говорят, что каждое дело уникально, и только юрист может точно сказать, какие документы потребуются в вашем конкретном случае.
05. Какие организации готовы помочь моряку, помимо юр. фирм и профсоюзов?
В случае нужды можно обратиться в органы Министерства иностранных дел — а это посольства и консульства Украины за рубежом, и к капелланам Международной Христианской Морской Ассоциации (International Christian Maritime Association).
06. Реально ли решить вопрос в пользу моряка силами украинских специалистов, или везде сплошная бюрократия?
Как показывает практика, решить вопрос в пользу моряка в Украине вполне реально. По требованиям наших моряков и членов их семей арестовали не одно судно. Например: - В 2013 году Федерация морских профессиональных союзов Украины (ФМПСУ) помогла болгарским и украинским морякам отвоевать задолженность по заработной плате в порту Рени. Судно принадлежало итальянскому оператору Nuova Naviservice. - Показательно дело судна Dolphin, ходившего под флагом Молдавии. Украинский экипаж отказался работать без зарплаты, продовольствия и воды, при плохом техническом состоянии судна. Моряки подали сигнал “SOS” в Керченском проливе. При поддержке ФМПСУ и украинских пограничников экипажу удалость отстоять свои права. - И наконец инцидент, который произошел с судном Alexia, ходившем под контролем у уважаемого оператора — компанией Transship Management. Казалось бы, уж кто-кто, а нидерландская компания зарплату «зажимать» не будет. Но не тут-то было! Когда судно на рейде зашло в порт Херсон, экипаж обратился за помощью. В кратчайшие сроки, за время погрузки украинским юристам удалось вернуть морякам заработную плату.