Прогноз от Maersk: мировая экономика замедляет рост

Фото: Seong Joon Cho

Темпы роста мировой экономики в реальности оказались более медленными, чем в прогнозах Мирового валютного фонда и других авторитетных структур, считают аналитики компании Maersk. Датский транспортный гигант A.P. Moller-Maersk Group перевозит по морю около 15% товаров мира – к мнению тамошних экспертов стоит прислушаться.

«Очень похоже, что глобальный экономический рост замедляется, – поясняет Нильс Смедегаард Андерсен, генеральный директор Maersk. – Торговля очень ослаблена, если сравнивать с тем, чего все ждали».

csm flag

Международный валютный фонд 6 октября внёс поправки в свой прогноз, снизив процент прироста мирового внутреннего валового продукта с 3,3% до 3,1% для этого года, и с 3,8% до 3,6% – для следующего. Среди причин фонд называет неустойчивые цены на развивающихся рынках. Но даже новый прогноз может оказаться слишком оптимистичным, считает Андерсен.

«Наши специалисты предприняли ряд макроэкономических исследований и составили собственный независимый прогноз, – поясняет он. – Он показывает ещё меньший прирост – в основном, для развивающихся экономик, но и для Европы тоже. 2015 год уже не оправдал ожидания, и это может повторится в 2016 году».

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) также изменила на днях свой прогноз – второй раз за последние три месяца. Если в сентябре OECD обещала прирост внутреннего валового продукта в 3% в этом и 3,6% в следующем году, то теперь ограничилась 2,9% для 2015 года и 3,3% для 2016 года.

Снижение темпов роста товарооборота замедляет в свою очередь рост спроса на услуги перевозчиков. Это отрицательно сказывается на делах судоходных компаний, которые и без того борются с серьёзной проблемой – избытком мощности мирового флота. В результате в третьем квартале этого года Maersk была вынуждена отметить уменьшение прибыли на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если бы рост товарооборота соответствовал ожиданиям, прибыль могла бы быть больше.

Больше всех страдают торговые линии, соединяющие Азию и Европу, утверждает Андерсен. Таким экспортёрам, как Китай, трудно удержаться на европейском рынке в период ослабления спроса. Что ж, пока дела в контейнерном секторе идут вяло, в Maersk решили вплотную заняться нефтяным бизнесом. Компания уже выделила $845 млн. на новые приобретения в Кении и Эфиопии, которые обойдутся довольно дёшево благодаря низким ценам на нефть.

Несмотря на мрачный прогноз, признаков обширного спада в экономике – вроде того, что последовал за финансовым кризисом 2008 года – пока не заметно, считает Андерсен.

«На наших графиках можно, конечно, увидеть некоторые искажения, – отмечает он. – К примеру, заметно перераспределение активности между странами-экспортёрами и странами-импортёрами. Но о глобальных экономических катастрофах, к счастью, говорить не приходится».