В Одессе прошел морской образовательный форум

(слева) Андрей Козогладюк, преподаватель УТК "Адмирал"; Виктория Пахмурная, врач специализированной бригады скорой помощи, доктор психиатр – нарколог; Алексей Габ, директор УТК "Адмирал"; капитан дальнего плавания Александр Давидчук, преподаватель УТК "Адмирал"

13 апреля 2017 года в помещении учебно-тренажерного комплекса «Адмирал» в Одессе состоялся Морской образовательный форум, посвященный актуальным для моряков вопросам. Присутствовавшие на мероприятии преподаватели УТК «Адмирал», действующие капитаны дальнего плавания, представители морских профсоюзов обсуждали особенности сертификации моряков, нюансы трактовки основных документов Международной морской организации (IMO), новшества Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC, 2006).

Форум открыл преподаватель УТК «Адмирал» Андрей Козогладюк докладом о Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты STCW (ПДНВ) 78/95 с поправками 2010 года). Новые требования к компетентности морских офицеров в области несения вахты и управления судовыми ресурсами определяют и подход к обучению моряков. В частности, на первый план выходит коммуникация между командным и рядовым составом, научиться которой можно, пройдя новые учебные курсы Engine Room Resource Management и Bridge Room Resource Management. Ориентируясь на модельные курсы IMO, «Адмирал» разработал учебные курсы High Voltage, Entry Into Enclosed Spaces, Human Element, Leadership and Teamwork. Все эти курсы помогают морякам максимально эффективно использовать свои технические навыки.

csm flag

Привлекло интерес участников форума то, что учебная база УТК «Адмирал» настроена на обучение на английском языке. Руководитель учебно-тренажерного центра Алексей Габ рассказал, что опыт проведения англоязычных курсов у учебно-тренажерного комплекса обширный. Практикуют преподавание на английском для моряков из Польши и Хорватии, но в целом никаких ограничений нет, читать лекции по-английски могут и украинским морякам, все зависит от требований компаний-работодателей и пожеланий самих учащихся.

Серьезное внимание уделили на форуме обсуждению вопросов сертификации моряков оффшорного флота (STCW, OPITO, Sparrows, DNV, EnerMech, NI), а также соблюдению Международного Кодекса для судов, работающих в полярных водах (Arctic Code and Ice Navigation Course). Для того чтобы морякам было легче ориентироваться в нормах и правилах, УТК «Адмирал» издает специальное пособие по основным международным морским конвенциям. Докладчики особо подчеркивали: знание документов нашим морякам просто необходимо, чтобы поддерживать достойный уровень квалификации. На сегодняшний день дефицит комсостава в торговом и оффшорном флоте составляет всего 15%, тогда как еще пять лет назад нехватка морских офицеров составляла 40%. Вакантные места очень быстро занимают китайские моряки, прошедшие серьезную подготовку и хорошо ориентирующиеся в международных морских правилах и законах.

Максим Слюсаревский, председатель ФМПСУ

В Украине же с обучением моряков все обстоит далеко не лучшим образом. Представитель компании В.Шипс напомнил о проблеме «морских киосков», предлагающих морякам обучение буквально за копейки, что совершенно не соответствует сегодняшним реалиям. Только закупка оборудования для практических занятий обойдется дороже, чем в итоге стоит весь курс обучения в таких «конторах». Присутствующий на форуме председатель Федерации морских профессиональных союзов Украины (ФМПСУ) Максим Слюсаревский отметил: на рынке до сих пор высок спрос на купленные «корочки», с которыми люди находят работу на судах иностранных судовладельцев. «Украинская национальная платформа морских профсоюзов, тренажерные центры, крюинговые компании должны объединиться, чтобы разрушить эту схему, – заявил глава ФМПСУ. – Если человек будет знать, что с «липовым» сертификатом на работу ему не попасть, то и отношение к обучению у него уже будет другое».

УТК «Адмирал» первые шаги в этом направлении сделал давно: еще летом 2016 года стало известно о намерении руководства заключать с крюингами договоры о финансовой ответственности за качественную подготовку и объективное тестирование моряка.