Борьба с экологическим беспределом в портах продолжается

0
1256

На протяжении более 20 лет независимости украинская государственная система была скованна узами бюрократии и коррупции. Не обошли стороной эти путы и морскую общественность. В частности, уже не одно десятилетие проблемным остается вопрос осуществления экологического контроля судов в портах Украины.

 17 апреля 2014 года в Государственной службе Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства (далее Госпредпринимательство) была организована встреча, на которой обсуждалась целесообразность осуществления государственными экологическими инспекторами отбора проб для измерения показателей состава вод изолированного балласта. Участниками мероприятия стали представители бизнес-объединений, морские перевозчики, юридические компании, гражданские институты и СМИ, представители Минприроды и Укрморречинспекции.

Наличие изолированного балласта на судах обусловлено особенностями технологического процесса эксплуатации судна при совершении грузовых операций в порту. Каждое судно, принимающее на борт груз, должно своевременно сбросить воды изолированного судового балласта в акваторию порта. Этот процесс является неотъемлемой частью технологического процесса погрузки судна в порту. Согласно закону Минэкобезопасности от 8 сентября 1999 года №204, в котором говорится об утверждении положений экологического контроля, госэкоинспекция имеет право требовать от капитанов судов предъявления экологической декларации, совершать отбор проб изолированного балласта или запрещать скидывание последнего до получения результатов анализов.

Наделенные широкими полномочиями экологические инспекторы нередко злоупотребляли доверенной властью и беспричинно задерживали суда в украинских портах, что, в свою очередь, приводило к неоправданным финансовым потерям. В Госпредпринимательстве даже утверждают, что были зафиксированы случаи, когда иностранные судовладельцы принимали решение обходить украинские порты, чтобы не сталкиваться с местным произволом.

Это положение украинского законодательства вызывает недоумение у иностранных судовладельцев, так как столь широкие полномочия госэкоинспекторов противоречат требованиям международного морского права. Согласно ряду международных конвенций, участником которых является и Украина, в порту не имеют права требовать судовой экологической декларации.

«Согласно нормативно-правовым актам Украины, капитан судна должен оформить судовую экологическую декларацию, в которой он просит разрешения у экологического инспектора на сбрасывание изолированного балласта в порту перед началом грузовых операций. Такая практика экологического контроля, которая существует в портах Украины, противоречит Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), участником которой является Украина. Согласно Конвенции, сбрасывание изолированного балласта не требует какого-либо дополнительного разрешения со стороны экологической службы или других органов власти», — объясняет Павел Свертилов, директор морской страховой компании «СИС Панди Сервисиз (Юкрейн) Лимитед», представители интересов P&I Clubs.

Кроме того, по мнению участников встречи, установленные нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ не соответствуют реальным показателям — к изолированному балласту у экоинспекторов требования выше, чем к питьевой воде. Как заявили собравшиеся, проверка изолированного балласта превратилась в отработанную коррупционную схему, которая существует в Украине уже 15 лет.

В Федерации морских профессиональных союзов Украины (ФМПСУ) прокомментировали, что чаще всего заложниками этой ситуации становятся сами моряки. Во время проверок на капитанов осуществляется давление как со стороны фрахтователя и судовладельца, так и со стороны экологической инспекции. «Чаще всего в ситуациях, когда моряков пугают криминальной ответственностью за нарушение украинского законодательства,  появляются “посредники”, готовые помочь решить проблему за скромное вознаграждение», — объясняет Максим Слюсаревский, глава ФМПСУ.

Участники встречи внесли предложение упразднить полномочия госэкоинспекторов относительно контроля изолированного балласта. Также акцент был сделан на отмене обязательной подачи судовой экологической декларации. К сожалению, эту просьбу не удалось услышать представителям Госэкоинспекции, которые, несмотря на приглашение, участия во встречи не принимали.

Представители морской общественности , в лице морских профсоюзов и морского бизнеса, твердо заявили о своем намерении довести это дело до конца и избавится в ближайшее время от коррупционных схем в украинских портах.