Филиппины, Малайзия и Индонезия: борьба за безопасность на море

Фото: AFP

Филиппин, Малайзия и Индонезия подписали трехстороннее соглашение о морской безопасности. Страны намерены организовать совместное военно-морское патрулирование в приграничных районах. В зоне повышенного внимания военных будут острова, расположенные недалеко от филиппинского острова Минданао, вблизи малайзийской и индонезийской границ. Таким образом правительство Филиппин стремится предотвратить побеги членов группировки Мауте, связанной с ИГИЛ, морским путем.

В рамках совместной военно-морской программы сотрудничества под названием «Индомафил» военно-морским патрулям трех стран будет разрешено пересекать границу и находиться в территориальных водах Филиппин, Индонезии и Малайзии, если этого потребует операция по преследованию подозреваемых в терроризме. При подписании соглашения представители всех трех стран отметили: такие меры не дадут превратить Юго-Восточную Азию в оплот экстремизма. Ведь на сегодняшний день одной из главных проблем остается возможность террористов переместиться в любую из трех стран в течение суток.

csm flag

Особенно актуальным вопрос морской безопасности стал после инцидента в городе Илоило на филиппинском острове Панай. Три члена группировки Мауте, нелегально находившиеся на борту судна, которое пришло из Минандао, были обнаружены и арестованы в порту Илоило. Филиппинская береговая охрана по своим каналам получила сообщение о том, что боевики могут находиться на борту одного из судов. Меры по безопасности были усилены, что и привело к задержанию подозреваемых в терроризме. Руководитель филиппинской береговой охраны (PCG) Джоэл Гарсиа отметил: успех подобных операций во многом зависит от позиции судоходных компаний. «Безопасность всегда будет зависеть от сотрудничества судоходных компаний с береговой охраной», – сказал Гарсиа филиппинским журналистам. После инцидента в портах Филиппин и на морских туристических курортах была усилена охрана и предприняты меры по предотвращению возможных террористических атак.

Ситуация в регионе остается крайне напряженной. По данным Регионального объединения по борьбе с пиратством и вооруженными грабежами судов в Азии (ReCAAP), с 2016 года в морях Сулу и Сулавеси и в районе восточного побережья малазийского штата Сабах было похищено 59 членов экипажей торговых судов. За освобождение пленных боевики требуют огромные суммы. По предварительным подсчетам, террористы за это время получили в качестве выкупа не менее $12 млн. Далеко не всегда моряков удается выкупить. Так, в июле 2017 года стало известно, что боевики террористической группировки Абу Сайяф казнили двух вьетнамских матросов балкера Royal 16, захваченных в плен в ноябре 2016 года. Служащие филиппинской армии обнаружили обезглавленные тела и головы рядом с ними 5 июля 2017 года в городе Сумисип на острове Басилан, (Филиппины). ReCAAP настоятельно рекомендует судовладельцам соблюдать все меры предосторожности на судах, которые работают в этом регионе.

Военное положение на филиппинском острове Минданао было введено в мае 2017 года после того, как город Марави был захвачен боевиками группировок Абу-Сайяф и Мауте. В ходе развернувшихся вслед за этим боевых действий между правительственными войсками и вооруженными боевиками погибло свыше 500 человек. Марави покинуло около 260 тысяч беженцев. Противостояние филиппинских военных и боевиков продолжается. 18 июля 2017 года президент Филиппин Родриго Дутерте обратился к парламенту с предложением продлить военное положение на Минандао еще на полгода.