Поправка к MLC 2006: проблема брошенных моряков может быть решена

2
1317
Фото: P. Terraz

В июне 2014 года Международная организация труда (ILO) объявила о принятии поправок к Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года (MLC 2006). Дополнения к MLC 2006 защитят права покинутых моряков и обеспечат финансовую поддержку в случае смерти или долговременной нетрудоспособности.

Проблема брошенных моряков продолжает оставаться актуальной. Компании, испытывающие финансовые трудности, «забывают» экипаж на судах без припасов и топлива в далёких портах, задолжав жалование и оборвав связь. Это чаще случается со старыми судами, когда сумма невыплаченной зарплаты превышает стоимость судна. В последнее время случаи «забывания» моряков не так часты, поскольку индустрия перевозок находится на подъёме. Но если в отрасли наметится спад, инциденты участятся, поскольку какая-то часть компаний обанкротится.

Брошенные моряки решают свои проблемы с переменным успехом. Например, украинские, российские и индусские моряки, оставленные без припасов на судне Princess K в Суэцком канале в прошлом году, добились получения жалования в размере $100.000. Деньги выплатил фрахтователь судна, поскольку на борту находился груз. Гораздо меньше повезло 16 украинским морякам, брошенным на борту судна Sky Star в 2013 году. Проведя несколько месяцев под арестом в Камеруне, экипаж согласился покинуть борт без расчёта по зарплате.

Фото: shipspotting

Требования, которые вступят в силу в 2017 году, должны положить конец практике «забывать» моряков. Новая поправка перечисляет три варианта действий со стороны судовладельца, которые могут закрепить за моряком статус брошенного. Это, во-первых, неуплата стоимости репатриации моряка; во-вторых, не-обеспечение моряка средствами к существованию на борту; в-третьих, одностороннее прерывание контракта с моряком, в том числе невыплата жалования в течении двух месяцев.

Одного из этих действий со стороны судовладельца достаточно, чтобы моряк был сочтён брошенным и получил доступ к системе обязательной финансовой защиты, которую судовладелец организует как условие получения сертификата MLC. Внедрение этой системы было оговорено в рамках MLC 2006, однако, поправки сделают доступ плавсостава к системе более прямым, а весь процесс более прозрачным. Кроме того, моряк и государство флага будут получать оповещение, если система защиты окажется аннулированной или срок её действия истечет.

Важнейший аспект системы финансовой защиты заключается в том, что право экипажа на просроченное жалование ограничено суммой выплат за четыре месяца. Это ограничение заставляет моряка решать, покинуть ли ему судно раньше этого срока, гарантировано получив уплату просрочки, оплату репатриации и компенсацию всех связанных с этим расходов, или же остаться на судне на неопределённый срок, в надежде получить дополнительный доход.

Для устранения проблемы брошенных моряков нужно, чтобы, во-первых, как можно большее количество морских держав ратифицировало MLC 2006, во-вторых, чтобы эти державы начали последовательно применять ратифицированные положения. Например, Багамские Острова, ратифицировав MLC 2006, уже составили соответствующую поправку к Нормам торгового судоходства и сейчас обсуждают способы её реализации. К делу привлечены крупнейшие страховые компании. В ближайшее время будет опубликован список компаний, внедривших в рабочий процесс систему финансовой защиты моряков. Если все прибрежные государства последуют этому примеру, то ситуация, когда моряки чахнут на борту, стоя на якоре на краю света и полагаясь только на милость местных благотворительных организаций, наконец-то станет историей.

2 КОММЕНТАРИИ