Как не задохнуться на судне: Tokyo&Paris MoU требуют ответа у моряков

1
1435
Фото: Safety Partners

Парижский и Токийский меморандумы о взаимопонимании по контролю судов государством порта (Tokyo&Paris MoU) объявили о совместной концентрированной инспекционной кампании (CIC), которая пройдёт с 1 сентября по 30 ноября 2015 года. Цель кампании – проверить, насколько экипажи ознакомлены с правилами входа в закрытые помещения на судах. Общее количество проверок должно достигнуть 10.000.

Проверяющие воспользуются опросником, который уже опубликован на сайтах меморандумов. Как минимум десять вопросов из предложенных в анкете будут заданы каждому моряку, чтобы выяснить, знаком ли он с мерами безопасности при входе в замкнутое пространство и умеет ли обращаться с необходимым спасательным оборудованием. Особое внимание планируется уделить проверке воздуха при входе в закрытое помещение.

Инспекторы будут просматривать судовые журналы, в которых должно быть отмечено проведение обязательных учений по входу в замкнутое пространство на судне. Главным руководством для проверяющих будет Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS 74/78) и новые поправки к ней, требующие обязательных инструктажей на борту. Поправки, согласно которым тренинги должны проходить два раза в месяц, вступили в силу в январе 2015 года.

Суда, на которых будет выявлено несоответствие спасательного оборудования или графика учений принятым нормам, подвергнутся наказанию. Государство порта оставляет за собой право как минимум записать нарушения, сделать выговор капитану и дать время для исправления ситуации. При более серьёзном нарушении норм, судно может быть арестовано и занесено в соответствующий список на сайтах Tokyo&Paris MoU.

Пристальное внимание портового контроля к закрытым помещениям продиктовано участившимися случаями гибели моряков. Одним из первых забил тревогу торговый союз Nautilus International, написавший британскому министру судоходства Джону Хейсу письмо с просьбой помочь прервать череду смертей. Причиной послужила гибель двух моряков в трюме грузового судна Sally Ann C, принадлежащего компании Carisbrooke Shipping и шедшего под флагом острова Мэн.

Расследование инцидента, случившегося у берегов Западной Африки, показало, что старший помощник капитана и старший механик Sally Ann C спустились в трюм, где были уложены лесоматериалы, потеряли сознание от нехватки кислорода и скончались на месте. Второй помощник, поспешивший им на помощь, не воспользовался приспособлением для дыхания и тоже потерял сознание, но его успели спасти товарищи по команде.

Это общий сценарий для подобных происшествий: один или два члена экипажа входят в закрытое помещение, не проверив воздух, теряют сознание от нехватки кислорода или высокой концентрации испарений груза, ещё несколько человек бросаются на помощь без индивидуальных средств защиты – и общее количество жертв порой достигает десятка. Статистика показывает, что смерть в закрытом помещении на судах происходит чаще, чем гибель при выполнении других работ вместе взятых.

«Причин, по которым это стало частым явлением, много, – отмечает Марк Дикинсон, генеральный секретарь Nautilus. – Сейчас перевозят больше химических грузов, которые отравляют воздух. Численность экипажей стала меньше, и методы их набора тоже изменились, так что никогда не знаешь, насколько этот конкретный моряк заботится о безопасности. Надеюсь, совместные инспекции двух меморандумов освежат в их памяти несколько полезных правил».