Новый законопроект: личная информация о моряках будет доступна посторонним

Верховна Рада України / Фото: Михаил Маркив
Верховна Рада України / Фото: Михаил Маркив

На рассмотрении комитетов в Верховной Раде находится «Проект Закона України про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо провадження господарської діяльності з посередництва у працевлаштуванні за кордоном». Если он будет принят в том виде, в котором был подан, то очень скоро личная информация о моряках станет доступна посторонним лицам. Кроме того, новый закон значительно усложнит жизнь крюинговым компаниям, работающим по лицензии. Председатель Федерации морских профсоюзов Украины (ФМПСУ) Максим Слюсаревский считает: принятие законопроекта без изменений недопустимо. В комментарии «Работнику моря» Максим Слюсаревский детально обосновал свою позицию.

«Новый законопроект был разработан с целью усиления мер по борьбе с торговлей людьми. Да, такая проблема у нас действительно есть: из примерно 5 миллионов украинцев, которые работают за границей, лишь около 2% трудоустраиваются официально. Но парадокс заключается в том, что изменения в законодательстве, предусмотренные новым законопроектом, в случае его принятия ударят как раз по этим двум процентам работающих официально. А заодно и по крюингам, которые предоставляют свои услуги в полном соответствии с лицензионными условиями. Те же, кто едет на работу за границу неофициально, по-прежнему будут находиться в зоне риска: такие мигранты нигде не оформлены, и именно в этом сегменте процветает торговля людьми. Бороться как раз надо с трудовым рабством в отношении миллионов неучтенных мигрантов.

csm flag

По официальной статистике, из трудоустроенных при участии компаний-посредников 79 тысяч трудовых мигрантов около 80% составляют моряки. Поэтому любые изменения в законодательстве о трудовой миграции касаются моряков напрямую. И в связи с этим у ФМПСУ возникает множество вопросов к новому законопроекту. Первый пример. В новом законопроекте есть такое положение: «Суб’єкт господарювання, який надає послуги з посередництва у працевлаштуванні за кордоном, зобов’язаний подавати Міністерству закордонних справ відомості про працевлаштованих ним осіб та їх роботодавців у порядку, встановленому центральним органом виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізує соціальну політику, погоджену з Міністерством закордонних справ». Если говорить о трудоустройстве моряков, то это значит: крюинговое агентство должно предоставлять в МИД информацию о моряке, которого оно трудоустроило. Причем объем этой информации не оговаривается. Значит, будет создана какая-то база данных для сбора и хранения информации о каждом моряке. Логика в принципе ясна: МИД должно иметь информацию о каждом отправленном за границу трудовом мигранте. С другой стороны, все мы прекрасно знаем, что может произойти с такой базой данных. В Одессе уже через две недели после создания какой-нибудь базы данных на «Книжке» продаются диски с этой информацией. А в базе данных, о которой идет речь, могут быть домашние адреса моряков, должности, оклады, банковские реквизиты. Какому моряку хотелось бы, чтобы адрес, телефон, размер заработка, информация о членах семьи «гуляла» по всей Украине? Как представитель профсоюза, я это не могу принять категорически.

Второй пример. Согласно законодательным актам, которыми сейчас регулируется деятельность компаний-посредников по трудоустройству за границу, «Суб’єкт господарювання, який надає послуги з посередництва у працевлаштуванні за кордоном, несе відповідальність за погіршення умов трудового договору». Эта норма есть, а новым законопроектом предлагается ужесточить ответственность. Но что значит в данном случае «ухудшение условий»? Если иностранный принципал прислал крюингу разнарядку нанимать людей на 2.000 долларов, а крюинг нанимает на 1.500, то да, это нарушение. А если крюинг отправил человека на заявленные 2.000, а там, на месте, судовладелец платит 1.800? Или заставил моряка подписать на борту новый контракт на меньшую сумму? Как на это может повлиять крюинг, находящийся в Украине? Ведь крюинг как посредник по трудоустройству свои функции выполнил. Дальше человек едет в другую страну, это уже трудовые отношения работника и работодателя, для их урегулирования есть местное законодательство. Считаю, что эта статья прописана некорректно!

Максим Слюсаревский, Председатель Федерации морских профессиональных союзов Украины
Максим Слюсаревский, Председатель Федерации морских профессиональных союзов Украины

Кроме того, есть еще положение про внеочередные проверки. Нарушение лицензионных условий компанией-посредником по трудоустройству является основанием для внеочередной проверки. То есть органам контроля предоставляются дополнительные полномочия, а крюинги ждут дополнительные штрафы. И ведь ясно, что проверяющий не будет искать компании, работающие без лицензии. Он пойдет по пути наименьшего сопротивления: придет в компанию, у которой есть большая вывеска, офис на 20 кабинетов, 50 сотрудников. У проверяющего план, ему надо его выполнить. Он пойдет не по «серым», а по «белым» компаниям и начнет усложнять им жизнь. И все это под лозунгом борьбы с торговлей людьми. Тогда как в этой сфере как раз торговли людьми быть не может: организация, которая прошла долгий и непростой путь оформления лицензии и получения разрешений, не будет отправлять человека целенаправленно в трудовое рабство.

Если говорить в целом, то что мы сейчас наблюдаем? Государство новыми лицензионными условиями и этим законопроектом пытается ужесточить контроль над посредниками по трудоустройству. То есть именно за теми 2%, которые работают по-белому. Ужесточение контроля, увеличение штрафов приведут только к тому, что больше организаций будут уходить в тень. Когда тебя давят со всех сторон, предъявляют невыполнимые требования и так далее, у тебя рано или поздно опустятся руки. Вместо того чтобы каким-то образом работать над легализацией серого рынка трудоустройства, оказать на него давление, сделать условия работы более простыми и доступными для работающих по-белому и закрутить гайки для тех, кто работает по-черному, у нас делается все наоборот.

Есть в предлагаемом законопроекте и положительные моменты. Например, появляется штраф для компаний, работающих без лицензии. Теперь в обязанности Минсоцполитики будет входить обнаружение и применение административных мер по отношению к нарушителям. Это, пожалуй, один из немногих плюсов нового закона. К позитивным моментам можно отнести и новые требования о заключении коллективных трудовых договоров, правильном оформлении договоров, которые должны соответствовать международному законодательству. Но при этом предлагаемые изменения создадут еще больше нагрузки на тех, кто работает в белом секторе. И пострадают в случае принятия этих изменений в закон именно те, кто работает легально.

Никто не обращает внимания на это множество нюансов, которые невозможно будет изменить после принятия законопроекта. Никто не проводил слушания, не обращался к общественному мнению. Подводя итог, хочу сказать: профсоюз как орган, стоящий на страже интересов моряков, настаивает на пересмотре некоторых положений предлагаемого законопроекта. Пока закон не принят, можно его обсуждать, вносить предложения, проводить общественные слушания. Надо внимательно проработать все нюансы. И главное: государству необходимо строить социальный диалог с профсоюзами. Профсоюзы подскажут правильный выход из этой ситуации.