Норвегия бьёт тревогу: на судоразделочных заводах гибнут люди

0
349
Судоразделочный завод в Читтагонге, Бангладеш / Фото: Jana Asenbrennerova

Ассоциация норвежских судовладельцев (NSA) выступает против вытаскивания на берег судов, предназначенных на слом. Норвегия стала первой страной, которая задумалась о запрете этой практики, угрожающей окружающей среде и человеческому здоровью.

Данные об утилизации судов перед принятием этого решения собирала общественная организация NGO Shipbreaking Platform. Как оказалось, в среднем суда служат 25-30 лет, прежде чем теряют эффективность и начинают требовать на ремонт больше средств, чем приносят прибыли. Из 213 судов, отданных на слом во втором квартале нынешнего года, 136 закончили свои дни на побережье Южной Азии. 45 из них принадлежало европейским судовладельцам, учитывая двух норвежских и одного шведского участников Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA).

Примерно две трети европейских судовладельцев, отправивших суда для слома на побережье Южной Азии, составляют греки. Они отправили на утилизацию 27 и 30 судов в этом и предыдущем кварталах соответственно. Второе место с большим отставанием занимает Германия, продавшая на слом туда же по четыре суда в каждом квартале. Китай, к примеру, предпочитает, утилизировать суда у себя: в этом квартале он отправил в Южную Азию только 10 судов из 30.

Судоразделочные заводы Южной Азии принимают на себя 90% нагрузки по утилизации крупных судов. К примеру, из упомянутых 213 судов 52 отправились на слом в Индию, 47 – в Бангладеш, и 37 – в Пакистан. Конечно, на всех заводах разные условия, но, в общем, все они опасны для работников, которые не имеют средств безопасности и часто страдают от несчастных случаев – вплоть до летального исхода.

Самой дурной славой в этом отношении пользуются судоразделочные заводы Бангладеш. С апреля по июль этого года там произошло шесть случаев смертей и три случая тяжёлых ранений на производстве. Один человек погиб, упав с большой высоты на заводе Ferdous – на нём не было защитного снаряжения, поскольку завод не обеспечивает им своих сотрудников. Ещё два рабочих получили ранения на том же заводе.

В итоге, в одном только июле пять человек расстались с жизнью, причём большинству из них не было тридцати лет. Самые распространённый риск при утилизации судна – упасть с высоты или быть раздавленным тяжёлыми механизмами.

«Мы очень надеемся, что норвежские судовладельцы прислушаются к нашему совету не отдавать суда на эти заводы», – резюмирует ситуацию Струла Хенриксен, генеральный директор NSA.

«Мы продолжим информировать общественность о несчастных случаях и порицать судовладельцев, которые продают суда на слом в Южную Азию, – заверяет Сигурд Энге, аналитик природоохранной организации Bellona Foundation, которая совместно с Shipbreaking Platform ведёт интернет-проект «Off the Beach». – Хватит притворяться слепыми и глухими. Прямо сейчас из-за этого где-то гибнут люди».