Пиратство в 2017 году: отчет Oceans Beyond Piracy

0
1387
Пираты
Фото: Africa ExPress

В 2017 году число пиратских атак на суда у побережья Восточной Африки удвоилось по сравнению с 2016 годом. Такие данные фигурируют в ежегодном отчете о ситуации с пиратством, опубликованном американской организацией Oceans Beyond Piracy (OBP) в рамках программы One Earth Future (OEF).

В докладе идет речь о ситуации в западной части Индийского океана, Гвинейском заливе, у побережья стран Азии, Латинской Америки и в Карибском бассейне. Статистика нападений на торговые суда дается на основе всестороннего анализа для каждого из перечисленных регионов, включающего оценку экономических последствий, а также число жертв и пострадавших от рук пиратов. «Активность пиратов в 2017 году наглядно демонстрирует, что пиратские группировки сохраняют способность организовывать и осуществлять атаки на суда, проходящие через указанные регионы», – отметил ведущий автор доклада Мейзи Пиджон. Под угрозой находятся суда, проходящие по Аденскому заливу и Красному морю.

Руководитель Международной ассоциации независимых владельцев танкеров (INTERTANKO) Фил Белчер подчеркнул: сегодня существует широкий спектр угроз для судоходства в районе Африканского Рога, что стало следствием вооруженного конфликта и нестабильности в Йемене. «Мы рекомендуем членам ассоциации пересмотреть вопросы безопасности судоходства, учитывая, помимо традиционно «опасных» районов, другие угрозы, возникшие из-за конфликта в Йемене», – сказал он. В 2017 году в этом регионе было зафиксировано 54 инцидента, четыре из которых завершились захватом судов. Танкер Aris 13 был захвачен в Аденском заливе в марте 2017 года, и это был первый подобный инцидент в этом районе за пять лет. Попали в руки пиратов суда Asayr 2, Al Kausar и одно каботажное судно. В докладе также указано, что за прошлый год было совершено 15 попыток угона судов.

В Гвинейском заливе, несмотря на активизацию усилий региональных государств по повышению уровня безопасности судоходства, в 2017 году 1.726 моряков пострадали в результате 97 инцидентов. При этом в документе отмечается, что расходы на вооруженную охрану и патрулирование Гвинейского залива в прошлом году возросли на $13,2 млн. Нападения с целью захвата заложников по-прежнему остаются одной из главных угроз судоходству в этом регионе. При этом в 2016 году в заложники было взято 100 членов экипажа. В 2017 же году в Гвинейском заливе было совершено 21 нападение с целью похищения людей и только один раз пираты захватили судно, чтобы завладеть грузом, которое оно перевозило.

У побережья Латинской Америки и в Карибском бассейне уровень морской преступности также растет. Основной целью нападений в этих районах стали яхты (42 инцидента за 2017 год). В общей сложности 854 моряка пострадали в 71 инциденте (для сравнения: в 2016 году в этом регионе было зафиксировано 27 случаев нападения пиратов). Большинство нападений происходило в то время, когда суда стояли на якоре. «Мы наблюдаем значительное увеличение числа инцидентов на якорных стоянках, особенно вблизи побережья Венесуэлы и республики Суринам», – прокомментировал Мейзи Пиджон.

В азиатском регионе ситуация с пиратством в 2017 году значительно улучшилась: статистика показывает уменьшение количества нападений на 20%, в сравнении с 2016 годом. Нападения с целью захвата судов для дальнейшего получения выкупа были совершены 4 раза (в сравнении с 22 подобными случаями в 2016 году). Вместе с тем, в 2017 году здесь было похищено 16 членов экипажа, а 17 человек в ходе пиратских нападений было убито. Правда, в 2016 году этот показатель был еще выше: 63 моряка попали в плен. Самая длинная продолжительность пленения составила 264 дня, самое непродолжительное пребывание в заложниках продлилось 4 дня. Всего в ходе нападений пиратов в азиатском регионе в прошлом году пострадало 1.908 моряков, в сравнении с 2.283 пострадавшими в 2016 году. «Прогресс в этой сфере стал возможен благодаря трехстороннему патрулированию, которое организовали Филиппины, Малайзия и Индонезия», – прокомментировал ситуацию исполняющий обязанности директора OBP Грегори Клаф.

В целом специалисты сходятся во мнении: проблему пиратства невозможно решить в отдельности от других актуальных вопросов, которые необходимо решить международному морскому сообществу. К факторам, создающим угрозу безопасности на море, относятся также борьба с незаконным промыслом и борьба с загрязнением моря. «Пиратство – это всего лишь одна проблема в сложной цепочке факторов, затрагивающих морскую безопасность, – сказал президент OEF Ларри Самплер. – В странах с сильной экономикой и судоходство безопаснее, и экология более здоровая. OEF всеми силами будет содействовать повышению уровня глобальной безопасности на море».