Одесские судовладельцы (часть первая)

В Одесском порту всегда тесно
В Одесском порту всегда тесно

Часть вторая

В обществе крупных «воротил» морского бизнеса, таких как РОПиТ, Добровольный флот и др., прекрасно чувствовали себя мелкие частные судовладельцы и акционерные общества. В конце XIX-го, а большей частью в начале XX-го столетий таких парохододержателей в Одессе насчитывалось несколько десятков. Учитывая большой объем морских и речных грузоперевозок на Черном море, каждый из них умело находил свою нишу и, как правило, финансово крепко держался на плаву.

csm flag

Среди тех, кто первыми использовал свои суда в торговле между черноморскими портами, можно назвать штаб-ротмистра Матвея Матвеевича Гиденштрома. Его отец, тоже Матвей Матвеевич, был выходцем из Швеции. Приняв российское подданство, он стал известным исследователем Севера Сибири, долгие годы занимался научной и литературной деятельностью. Следует упомянуть и о сыне штаб-ротмистра, как ни странно покажется, но также по семейной традиции носившем имя Матвей. Он родился в 1858 году в Одессе от брака его отца с дочерью надворного советника Софьей Николаевной Димитриевой. Юрист по образованию (окончил Киевский университет), Матвей Матвеевич Гиденштром долгие годы служил в МИД: консулом в японском Хокадате, в Сингапуре, в австралийском Мельбурне. В начале первой мировой войны оказался в Италии в качестве негласного агента. Завел знакомство с Муссолини и забрасывал Петербург секретными шпионскими донесениями.

Одесский порт, 1858 год
Одесский порт, 1858 год

Но вернемся к отставному штаб-ротмистру Гиденштрому, за которого перед министром финансов России ходатайствовал Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор А.Г. Строганов. И, как видно, не зря. Осенью 1856 года Матвею Матвеевичу было разрешено «…содержать каботажное плавание между портами Черного и Азовского морей, рек Днепра и Буга посредством купленных им пароходов». Тогда же Гиденштром приобрел колесный пароход «Sultana», который во время Крымской войны 1853-1856 гг. находился в акватории Черного моря на службе английского правительства. Буксирно-пассажирский пароход грузоподъемностью 250 т, построенный в 1855 году в Англии на верфи компании Robert & Richard Stobbs, имел однопалубный металлический корпус.  

С начала навигации 1857 года судовладелец объявил об открытии регулярного пароходного сообщения между Одессой, Николаевом и Херсоном. Шкипером судна, получившего новое имя «Гусар», был назначен поручик Макаров. Свою контору Матвей Гиденштром разместил в доме Страца на Ланжероновской улице. Ближе к лету он купил еще три баржи, которые предполагал грузить продукцией, производимой в помещичьих имениях на берегах Днепра, и регулярно буксировать их из Херсона в Одессу. Линия пользовалось успехом как у купцов и помещиков, так и у простых обывателей, которых «Гусар» в качестве пассажиров быстро доставлял в Одессу и обратно. Билет на проезд в один конец стоил 2 руб. на пароходе и 1 руб. – на барже.

Известно, что в октябре 1859 года Гиденштром продал свое судно РОПиТу. Получив имя «Тетка», пароход трудился на море до 1883 года, когда из-за своей ветхости был признан непригодным к самостоятельному плаванию.

Автор статьи: Михальченко Виктор, Electrician Engineer, директор музея «Христианская Одесса»
Автор статьи: Михальченко Виктор,
Electrician Engineer, директор музея
«Христианская Одесса»

Техническая революция последнего десятилетия XIX века не обошла стороной и коммерческий флот. С появлением электричества началась новая эра в судостроении. Однако заказать большой современный пароход для многих одесских купцов было не по карману, сказывалось отсутствие свободных денежных средств. Поэтому в первые ряды судовладельцев выдвинулись крупные коммерческие компании одесских капиталистов.

В начале 1880-х годов Банкирский Торговый дом «Ф.П. Родоконаки и Ко» для участия в торговле с причерноморскими портами выделил серьезные финансовые средства и обзавелся собственным флотом. Первым судном стал буксирный пароход «Скоро», приобретенный в 1880 году. Тогда же во владение компании перешел винтовой товарный пароход «Congress», купленный в Англии и переименованный в «Евгения Р». Новый пароход «Bothnia», построенный в 1881 году на верфи компании Campbeltown Shipbulding Co, Родоконаки купил в 1882 году и назвал его «Вера». Еще несколько пароходов судовладельца находились на стапелях английских судоверфей.

Дело было поставлено настолько основательно, что в апреле 1883 года Кабинетом министров был утвержден устав вновь образованного Торговым домом «Ф.П. Родоконаки» «Общества Кавказского пароходства». Его судам разрешалось совершать рейсы по Днепру, Бугу и Днестру, по Азовскому и Черному морям, а также в заграничном плавании. Однако новое пароходство просуществовало, как тогда писали газеты, «без году неделя» и в середине 1884 года завершило свою деятельность. Весь наличный, а также строящийся флот был выкуплен РОПиТом. Пароход «Вера» был переименован в «Рюрик», «Евгения Р» – в «Игорь», буксир «Скоро» получил наименование «Гостомысл».

Анатра А. А.

Другой Торговый дом – братьев Анатра – многие годы занимался вывозной хлебной торговлей. Причем настолько успешно, что к концу XIX века занял монопольное положение и даже диктовал фрахтовые цены на транспортировку грузов из портов Днепра и Буга. В разное время представители династии Анатра, прибывшие в Одессу из Италии, приобретали и продавали пароходы, организовывали самостоятельное строительство судов. В 1887 году братья Анатра владели десятком различных по типу пароходов, а в начале XX столетия флот «Буксирного пароходства Анатра» состоял в основном из крупных и мелких барж, берлин, подчалков и буксиров. Самым мощным из них был паровой колесный катер «Анатра», оцененный в 1917 году в сумму 25 тыс. р.