Одесская морская академия: легенде Одессы — 75!

0
1443

7 июня 2019 исполняется 75 лет, наверное, самому известному учебному заведению Одессы. День рождения отпразднует легендарная одесская «выcшая мореходка» – Национальный университет «Одесская морская академия». Академия хорошо известна в мировом морском сообществе, является активным членом Международной ассоциации морских университетов (IAMU), Черноморской ассоциации морских институтов (BSAMI). Представители академии регулярно участвуют в работе ассамблей, комитетов и подкомитетов Международной морской организации (IMO) в составе официальных делегаций Украины и Международной ассоциации морских университетов. Только в прошлом году выпускникам Академии было выдано 3100 дипломов различного уровня, от младшего специалиста до магистра. Всего же по данным за 2018-й в Академии и ее структурных подразделениях обучалось 10 420 курсантов и студентов (5 975 – дневной формы обучения, 4 445 – заочной).

Уровень образования, которое дает этот ВУЗ, уже давно признан одним из самых серьезных в сфере подготовки моряков, и подтверждения этому появляются регулярно. Так, в 2018 году представителями аккредитационной комиссии Института морской техники, науки и технологии Великобритании (IMarEST) было успешно проведено аккредитацию инженерных специальностей НУ «ОМА». По результатам Академии были предоставлены сертификаты об аккредитации 4 программ подготовки бакалавров и 4 – магистров на соответствие требованиям самого высокого в Великобритании уровня «дипломированного инженера» (Chartered Engineer).

О том, как развивалось учебное заведение в течение 75 лет, что уже сделано и чего еще хотелось бы достичь, «Работнику моря» рассказал ректор НУ «ОМА» профессор Михаил Миюсов.

РМ: У вас юбилей, уже три четверти века Академия обучает курсантов. Что самого важного было сделано за этот период?

 ММ: Сложно оценивать сразу 75 лет, но думаю, самым важным является то, что сегодня Украина находится в пятерке мировых лидеров по количеству моряков. Украина не такая большая страна, как, например, Китай или Индия, поэтому эта статистика показательна. А по количеству моряков офицерского состава на судах под флагами стран Евросоюза Украина на втором месте. И, безусловно, основная заслуга в этом – нашего учебного заведения. Конечно, моряков в Украине обучаем не только мы, но именно мы выпускаем самое большое их количество.

РМ: За время вашего ректорства было сделано немало. Что вы хотели бы выделить? Какое достижение вы сами считаете наиболее важным?

ММ: Я работаю ректором с 2000 года, а до этого с 1989 года был проректором, и могу сказать, что за это время произошла масса перемен. Например, не стало СССР, полностью поменялась система финансирования. Если раньше нужно было «освоить» вовремя выделенные государством деньги, то сейчас их надо заработать. Раньше проблемой было не слишком большое желание преподавателей идти на суда на практику руководителями, потому что это нужно было делать каждый год, в летний период, когда у всех отпуска.   При этом ЧМП и другие пароходства предоставляли всем нашим курсантам места, и не было проблем с организацией практики и работы учебных судов. Наша задача состояла только в том, чтобы вовремя посадить курсанта на судно и обеспечить руководство практикой. А теперь ситуация поменялась кардинально: мы думаем не только о том, как заработать деньги на обеспечение нормальной жизнедеятельности учебного заведения, но и о том, как обеспечить курсантов необходимым стажем плавания на судах, практической подготовкой на современных тренажерах и оборудовании. Техника и технологии постоянно меняются, соответственно, изменяются запросы отрасли и требования Международной морской организации. Но мы научились работать в этих условиях и не только сохранили свои позиции, но и пошли вперед. Академия получила национальное и международное признание, получила статус «национальной академии», а в дальнейшем и «национального университета». Проведено реформирование системы морского образования. В значительной степени благодаря академии Украина в 2018 году успешно прошла инспектирование со стороны Европейского агентства морской безопасности (EMSA), что позволяет украинским морякам работать на судах под флагами стран Европейского Союза. Это я и считаю очень важным достижением.

РМ: Как много «свежих» кадров в числе преподавателей?

ММ:  Проблема дефицита высококвалифицированных преподавателей и инструкторов в морских учебных заведениях существует во всем мире. В Украине она особо острая. Сегодня, по последним данным, средняя заработная плата в нашей стране достигла примерно 10 тысяч гривен. Зарплата научно-педагогического персонала близка к этому показателю, а зарплата курсанта 5 курса с рабочим дипломом, который уже получил офицерскую должность, превышает 3 тысячи долларов. Как убедить молодого талантливого выпускника, что ему нужно пойти в аспирантуру, работать над диссертацией несколько лет, а потом пойти преподавать и получать зарплату в 10-30 раз меньше, чем он может получать на флоте? Но мы постарались найти решение: предоставляем возможность нашим выпускникам-плавающим морякам совмещать работу на флоте и преподавание в Академии. Сейчас у нас таких преподавателей несколько десятков, и для нас очень важно, что они согласны работать в Академии за такую скромную зарплату. Именно благодаря такому подходу мы и получаем связь с современным флотом.

РМ: За время вашей работы Академия несколько раз сменила статус?

ММ: Начиная с 1944 года, Академия носила название «Одесское высшее мореходное училище», и термин «училище» здесь – дань традиции, училище было создано как высшее учебное заведение. Я учился в период 1977-1982 в Одесском высшем инженерном морском училище. Статус академии и название «Одесская государственная морская академия» мы получили в 1991 году, еще при СССР. В 2002 году мы получили статус национального учебного заведения и стали называться «Одесская национальная морская академия». В 2014 году были приняты изменения в законодательство о высшем образовании. И если раньше академии и университеты были учебными заведениями одинакового уровня, то после принятия нового закона появилась определенная разница. И мы решили, что надо восстановить справедливость, предоставили соответствующие обоснования и в 2015 году получили статус «национального университета». Это самый высокий статус для учебного заведения в Украине. Но мы сохранили свой бренд «Одесская морская академия», поэтому в названии НУ «ОМА» звучит и «университет», и «академия».

РМ: Сколько курсантов выпустила Академия за всю историю?

ММ: На этот вопрос нет однозначного ответа. За эти годы учебное заведение развивалось и «прирастало» другими подразделениями. Сейчас в состав академии, кроме базовых факультетов, входят обособленные структурные подразделения, например, Мореходный колледж технического флота и Мореходное училище имени Маринеско. Каждое из этих учебных заведений имеет свою историю: МКТФ – с 1944 года, а училищу Маринеско уже больше 120 лет. Кроме того, в состав нашего ВУЗа входит Азовский морской институт в Мариуполе и Дунайский институт в Измаиле. Был период с 1992 по 1998 годы, когда у нас был филиал в Киеве: на базе вечерне-заочного факультета Ленинградского института водного транспорта и Киевского речного училища мы создали Киевский институт водного транспорта в составе академии, который в 1998 году стал самостоятельным и был преобразован в Киевскую государственную академия водного транспорта. В 2014 году в составе Академии создан сначала факультет, а затем и Институт Военно-Морских Сил, правопреемник Академии ВМС имени адмирала Макарова. Общее количество наших выпускников превышает 100 тысяч, но точной цифры, конечно, никто сейчас уже не скажет.

РМ: Какую позицию Академия занимает среди подобных учебных заведений в Украине?

ММ: Подготовкой плавсостава, кроме нас, занимается Херсонская государственная морская академия, ежегодное количество выпускников у них существенно меньше, чем у нас. Киевская академия водного транспорта в последние годы была реорганизована путем объединения с еще одним ВУЗом. Сегодня это Государственный университет инфраструктуры и технологий, и количество специалистов плавсостава там весьма незначительное. Готовит плавсостав Морской университет в Одессе, причем, помимо механиков, уже два года он готовит судоводителей. Но, на наш взгляд, у них нет ни базы, ни кадров, соответствующих современным требованиям. Есть еще мореходные училища рыбной промышленности в Одессе и Херсоне. По масштабам подготовки, уровню научно-педагогического персонала и материально-технической базы, международному признанию Академия сегодня является лидером морского образования в Украине и одним из лидеров в Европе.

Для подготовки специалистов морского флота необходимо иметь специализированное тренажерное оборудование. Благодаря сотрудничеству с иностранными партнерами нам удается регулярно приобретать новое оборудование. Навигационный тренажер на 6 мостиков стоил около 400 тысяч долларов, это была спонсорская помощь компаний V.Ships и MSC за два года. Еще один проект был профинансирован Международным советом морских работодателей (IMEC) при содействии Профсоюза работников морского и речного транспорта: закупка полномасштабного тренажера машинного отделения норвежской компании Kongsberg Maritime стоимостью 400 тысяч долларов, общая стоимость проекта, с учетом реконструкции и капитального ремонта помещений, составила 660 тысяч долларов. Кроме того, каждый год мы получаем помощь от различных компаний, что позволяет нам приобретать новое оборудование. Так, за последние годы закуплены новый тренажер глобальной системы связи при бедствии на море, оборудование для центра методов личного выживания на море, навигационное оборудование, дизельный двигатель-генератор, станки для механической мастерской и так далее. За счет средств компании OSM реализован проект по созданию современного конференц-зала.

Проекты, которые мы предполагаем реализовать в ближайшее время – приобрести высоковольтное оборудование компании Siemens (за счет компании Stargate Maritime),  закупить новый навигационный тренажер на 6 мостиков (проект компании MSC), обновить класс электронной картографии с помощью компании Goldenport Shipmanagement, установить дополнительные специализированные клавиатуры на один из навигационных тренажеров за счет средств компании Minerva Marine. За счет средств академии продолжаются работы по капитальному ремонту учебных корпусов и экипажа, благоустройству территории академии. Завершаются работы по реконструкции пожарного тренажера, завершено создание новой площадки для тушения пожаров на открытой палубе.

РМ: В сравнении с 2001 или 2005 годом поменялось все кардинально…

ММ: Да. И, кроме того, мы за эти годы провели значительный объем капитального ремонта зданий, так что и облик поменялся. Начали с общежитий, санузлов, аудиторий. Уже много и сделано, но работы еще много, ведь у нас только больших учебных корпусов семь, а есть еще множество других зданий и сооружений.

РМ: Как оценивают судовладельцы ваших выпускников?

ММ: Оценки высокие. Но сейчас украинский моряк, как говорят иностранцы, стал дорого стоить. Уровень зарплат дошел до европейского, и многие судовладельцы ищут более дешевую рабочую силу. Сегодня  филиппинские моряки готовы работать за меньшую зарплату, и моряки из Мьянмы, Малайзии, Индонезии и Вьетнама. Но по соотношению «цена-качество» наши офицеры, конечно, ценятся, поэтому европейские компании предпочитают украинских офицеров. Скоро в Одессе пройдет Международный форум по образованию, подготовке и трудоустройству моряков. И один из докладов, который подготовил представитель компании Anglo-Eastern, как раз будет посвящен оценке конкурентоспособности украинских моряков.

Я много общаюсь с иностранными партнерами и могу делать объективные выводы об отношении иностранных судовладельцев к нашим морякам. Как пример: крупная немецкая компания Nordic Hamburg, очень современная, постоянно строит новый флот. Исполнительный директор и один из владельцев компании господин Rowil Ponta очень хорошо отзывается об украинских моряках. Компания серьезно расширила офис в Одессе, в котором работает не только крюинг, но и технический менеджмент, и в целом управление флотом. Яркий пример того, что европейские работодатели понимают все перспективы нашего сегмента рынка.

РМ: Какие мероприятия запланированы по случаю 75-летия Академии?

ММ: Мы проводим уже упомянутый Международный форум «Образование, подготовка и трудоустройство моряков». В 2018 году в конференции приняли участие 70 компаний и организаций, 150 делегатов из 20 стран мира, выставку посетили тысячи гостей. В этом году большое количество наших международных партнеров будет участвовать и в форуме,  и в праздновании юбилея. Будут руководители морских институтов, академий и университетов из Болгарии, Великобритании, Казахстана, Нидерландов, Польши, Турции, Швеции. В этом году ожидаем гомтей из 25 стран. Наши партнеры приурочивают свои мероприятия к нашему форуму. Накануне, например, пройдет семинар для моряков компании Anglo-Eastern. Международная ассоциация владельцев независимых танкеров INTERTANKO тоже проведет семинар для моряков, работающих на танкерах. Профсоюз работников морского и речного транспорта проведет накануне нашего мероприятия Европейско-Азиатский морской саммит. Все гости саммита примут участие в работе форума «Образование, подготовка и трудоустройство моряков», а некоторые и в праздновании юбилея.

Мы хотим к торжеству приурочить открытие нескольких новых учебных лабораторий. Заведующий кафедрой судовождения Виктор Алексишин к юбилейной дате завершил работу над книгой «Летопись Одесской морской академии», и мы планируем сделать презентацию этой книги 7 июня. Разумеется, проведем торжественное построение курсантов и собрание сотрудников, выпускников и почетных гостей, наградами будут отмечены ветераны академии.

РМ: Вас почти каждую неделю посещают иностранные делегации. Чем они интересуются?

 ММ: Вчера были гости из Китая: ассоциация, которая каждый год отправляет на обучение из КНР за границу 300 тысяч студентов. Надеемся на эффективное сотрудничество. Завтра будут представители ВМС Великобритании. Часто нас посещают наши партнеры – представители  судоходных и крюинговых компаний. Тот факт, что в Одессе работают более 200 компаний, которые предлагают трудоустройство морякам, говорит о том, что этот бизнес для международной судоходной индустрии выгоден и перспективен. Поэтому открываются офисы, берут курсантов на практику, а моряков на работу. К сожалению, многие компании не хотят инвестировать в образование, а хотят иметь готовых квалифицированных специалистов с пакетом документов, а еще лучше – с опытом практической работы. Тем не менее, у нас много партнеров, которые берут курсантов на практику, некоторые из них – более 50 человек в год. Ежегодно более 800 курсантов базового вуза (без учета филиалов и колледжей) проходят практику в более, чем 130 иностранных компаниях.

Периодически появляются новые партнеры, которые хотят ознакомиться с материальной базой ВУЗа. На прошлой неделе приезжал представитель одной из японских компаний, которая пока не представлена на нашем рынке. Хотя украинские моряки уже давно работают на судах японских судовладельцев. Например, интересы одной из крупнейших японских компаний K-Line представляет ее дочерняя компания Stargate Maritime, которая открыла офисы в Болгарии, Германии и Украине, и развивают свой бизнес. Правда, еще одна крупная японская компания MOL недавно построила свою морскую академию на Филиппинах, и уже провела там первый набор 150 судоводителей и 150 механиков. Тем не менее, гость из Японии с интересом все у нас рассматривал, записывал, фотографировал – видно, что они изучают наши возможности, проводят какие-то сравнения. Да и другие наши партнеры время от времени приезжают, чтобы посмотреть, что изменилось. Некоторые компании ежегодно проводят семинары в академии, приезжают и сами проводят отбор курсантов на практику.

РМ: Какие планы на будущее?

ММ:  Мы рассчитываем на дальнейшее расширение международного сотрудничества, привлечение новых судовладельцев к программам  подготовки моряков в Украине, обучение большего количества иностранных студентов в академии. Потенциал у нас для этого достаточно высокий. В этом учебном году начинаем в одном из потоков судоводительского факультета преподавание на английском языке с первого курса. Раньше в качестве эксперимента читались лекции на английском языке по некоторым дисциплинам.

Если оценивать работу за этот период, то, наверное, единственное, что не удалось сделать, и у академии не хватает потенциала для этого – запустить учебное парусное судно «Дружба» в нормальную эксплуатацию. Судно не простаивает, оно работает, и каждый год порядка 500 курсантов проходят на нем практику. Мы тратим на это несколько миллионов гривен из своих собственных средств ежегодно. Это эксплуатационные расходы на стоянке, топливо и прочие расходы. Мы обеспечиваем практику всех курсантов первого курса на «Дружбе» в течение месяца. Судно стоит у причала, но для курсантов первого курса это практика неплохая. К сожалению, у Академии нет источников финансирования, благодаря которым можно было бы обеспечить полноценный ремонт и дальнейшую эксплуатацию судна. Без помощи государства мы справиться с этой проблемой не можем, а для наших партнеров это очень дорого, ведь они и так берут на себя расходы по практике на своих судах. Если посчитать расходы компаний на эти цели, то получатся астрономические цифры. Курсант на борту получает заработную плату от 300-500 долларов, а если у него уже есть рабочий диплом, но пока нет опыта, в некоторых компаниях предусмотрены специальные должности, например, Junior Officer (младший офицер), на которых зарплата от 1000 долларов. Плюс перелеты, страховка, питание на борту. Если прикинуть по количеству курсантов, которые проходят практику на судах каждый год, то понятно, насколько это серьезные траты.

Надежда на лучшее, конечно, есть. Мы постоянно ведем переговоры с разными фондами и компаниями. Но, к сожалению, пока безрезультатно – речь идет о миллионах долларов. Такого бюджета у нас нет, а государство, к сожалению, пока вообще не может финансировать практику курсантов. Может быть, ситуация улучшится, придет понимание важности подготовки моряков.

РМ: Тем более сейчас идет реформирование отрасли, появилась Морская администрация, которая, может быть, сможет изменить ситуацию…

ММ: Хотелось бы, конечно, чтобы появились национальные судоходные компании. Я, естественно, не верю, что это могут быть государственные компании. Но в принципе частный бизнес когда-то должен прийти к выводу, что свои грузы, свои товары выгодно перевозить собственным флотом.

«Работник моря» благодарит Михаила Миюсова за откровенный разговор и искренне желает НУ «ОМА» справиться со всеми текущими проблемами. Хочется верить, что планам руководства Академии и их деловых партнеров суждено сбыться, и курсанты «высшей мореходки» и дальше будут получать качественное образование, оставаясь максимально конкурентоспособными на международном морском рынке. Мы поздравляем легендарный ВУЗ Одессы с юбилеем и желаем ему процветания!