Отчет Shipbreaking Platform: Бангладеш в лидерах

0
1294
Утилизация судов
Фото: Koscusko

В третьем квартале 2017 года Бангладеш стал мировым лидером по закупке судов, подлежащих утилизации. Южная Азия, по данным отчета NGO Shipbreaking Platform, оказалась под угрозой с точки зрения экологии: слишком много судов утилизируется в этом регионе.

Международная коалиция NGO Shipbreaking Platform со штаб-квартирой в Брюсселе регулярно публикует отчеты об утилизации списанных судов. По итогам девяти месяцев текущего года на втором месте после Бангладеш (50 судов) Индия (44 судна). Эксперты считают, что интенсивные темпы закупки и утилизации списанных судов угрожают здоровью людей и состоянию окружающей среды в южноазиатском регионе. Причина заключается в том, что утилизация здесь нередко осуществляется с нарушениями международных норм и стандартов, принятых для этой отрасли. В прибрежных южноазиатских центрах по слому кораблей нет необходимого оборудования для нейтрализации токсичных веществ и опасных отходов, не соблюдается техника безопасности, нет надлежащих условий труда. Отправляя суда в этот регион, можно сэкономить, ведь утилизация судов в развитых странах является дорогостоящим процессом, тогда как в Бангладеш и Индии рабочие-мигранты получают за свой труд копейки.

«Суда, которые ждет утилизация, проходят через торговцев металлоломом, также известных как cash-buyers. Они часто перерегистрируют судно и меняют его флаг перед тем, как оно отправится в свой последний рейс к месту разборки», – говорится в отчете. Суда под флагами, которые находятся в сером или черном списке, можно отправить к наихудшим локациям. По данным экспертов, почти половина судов, проданных в этом квартале в Южную Азию, всего за пару недель до попадания на пляжи с целью разборки сменила флаг. Выбирают, как правило, флаги из серого или черного списка: Коморские острова, Ниуэ, Палау, Сент-Китс и Невис, Того. Всего в период с июля по сентябрь 2017 года в мире было утилизировано 227 судов, 124 из которых прошли разборку на пляжах Южной Азии. И хотя 33 из этих 124 судов контролировались Евросоюзом, на момент их прихода к месту утилизации только три судна были под флагами европейских стран. В отчете NGO Shipbreaking Platform также упоминается бразильский танкер Lobato, проданный компанией Petrobras для утилизации в Индии, который в итоге оказался на пляже в Читтагонге (Бангладеш).

Греческие судовладельцы в третьем квартале этого года продали на слом 11 судов, за ними следуют Южная Корея и Сингапур (по 6 судов каждое государство). Судоходные компании из США продали на слом 5 судов. Сингапурская судоходная компания Singaporean Continental Shipping Line, греческая Greek Anangel Shipping Enterprises и иранская Iran Shipping Lines в третьем квартале продали на слом в Южную Азию по три судна. Berge Bulk (Бермудские острова), Costamare (Греция), Holy House Shipping (Швеция) и SEACOR (США) продали на слом в страны Южной Азии по два судна.

В апреле 2017 года Международная морская организация (IMO) и правительство Бангладеш подписали соглашение о совместной работе по улучшению безопасности и экологических стандартов в сфере утилизации судов. Меморандум был подписан в рамках сотрудничества по реализации проекта «Безопасная и экологически обоснованная рециркуляции судов в Бангладеш – Фаза I».  Соглашение включает в себя пять рабочих пакетов, охватывающих разные направления: исследования экологических и экономических последствий утилизации, обновление существующих учебных курсов, управление опасными материалами и отходами. Отдел морской среды IMO и министерство промышленности Бангладеш в течение полутора лет будут контролировать реализацию всех пунктов подписанного соглашения. Власти Бангладеш координируют ситуацию внутри страны, а IMO сотрудничает с Международной организацией труда и Организацией ООН по промышленному развитию.

NGO Shipbreaking Platform состоит из 19 организаций, которые занимаются охраной окружающей среды, защитой прав человека и улучшением условий труда. NGO Shipbreaking Platform создавалась с целью сделать утилизацию судов в мире экологически безопасной, а труд работников предприятий этой отрасли – соответствующим международным нормам.