Британский P&I Club предупреждает: данные GPS нужно проверять традиционным способом

0
250
Пеленгатор
Фото: Maersk

Технический прогресс делает нас ленивыми и глупыми, заставляя чрезмерно полагаться на электронику. Не верите? Дайте в руки десятилетнему ребёнку планшет и разрешите использовать его на уроках. Вскоре школьник утратит навыки письма и устного счёта. Современные моряки, которые используют в рейсе только электронную навигацию, тоже теряют некоторые умения и навыки.

Эксперты различных морских организаций до сих пор изумляются, как развитие техники изменило работу на навигационном мостике. Они выражают беспокойство по поводу недостаточного знания традиционной навигации палубными офицерами. Казалось бы, зачем им эти знания – современная техника не только точно определяет местоположение судна, но и предупреждает обо всех над- и подводных объектах, находящихся поблизости. Проблема в том, что с началом использования навигационной электроники резко возросло количество столкновений судов и посадок на мель. И большая их часть происходит из-за незнания базовых принципов навигации.

Кого эта ситуация беспокоит в первую очередь? Разумеется, страховые компании, которые в итоге оплачивают каждый такой инцидент. В частности, Британский клуб взаимного страхования (P&I Club), вместе со страховым объединением Томаса Миллера, предупреждает об опасности чрезмерного увлечения системой глобального позиционирования (GPS) как средством навигации.

Именно по GPS большинство судов сейчас определяет свои координаты. С одной стороны, это самый удобный и безопасный способ из всех, придуманных человеком. С другой стороны, GPS может зависнуть, если спутник перегружен, или вообще перестать работать – как случайно, так и в результате чьего-то вмешательства. К примеру, на спутник негативно влияет электромагнитное излучение, вызванное солнечной активностью. Не говоря уж о том, что сигнал можно заблокировать простейшим прибором, который легко купить в Интернете.

GPS передаёт данные о местоположении судна Электронной картографической навигационной информационной системе (ECDIS) и другим системам на мостике. То есть, сбой в работе GPS – это фактически сбой в работе всех остальных систем. Чтобы его предотвратить, нужно периодически проверять координаты судна более традиционными методами. Для начала – хотя бы просто взглянуть на небо и оценить положение небесных тел.

«Какого бы уровня развития не достигли технологии, море продолжает оставаться таким же опасным и враждебным, как столетия назад, – гласит официальное заявление британского P&I Club. – Мы убеждены, что действительно безопасная навигация недостижима с помощью одной только электроники. На судах по-прежнему требуется присутствие людей с хорошим знанием и большим практическим опытом традиционной навигации».

Эта проблема была затронута на семинаре для судовладельцев, который британская компания Ecdis провела в Лондоне ранее в этом месяце. Фирма занимается разработкой тренировочных программ для моряков. На Международном морском форуме нефтяных компаний (OCIMF) генеральный директор Ecdis Марк Бростер сделал доклад о распространённых причинах посадки судов на мель. Из доклада следует, что у таких происшествий есть две основных причины: остановка главного двигателя и чрезмерное доверие к электронной навигации.

На счету Ecdis более тридцати успешных программ для тренировок курсантов. Компания уверена, что в мореходных академиях следует больше внимания уделять традиционной навигации, как того требует Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS 74). Эксперты Ecdis предлагают рассматривать электронные системы навигации как «вспомогательные средства», чтобы подчеркнуть важность традиционных методов.