Могут ли роботы инспектировать суда? В Norden считают – могут

0
1383
Капитан порта Ян Андерсен / Фото: marinelog

Роботизация морской отрасли набирает обороты – не только суда вскоре могут стать роботами, но и в портах всё чаще используют дронов в самых разных целях. Капитан порта Ян Андерсен, работающий на датского судовладельца DS Norden, начал применять дронов, оборудованных видеокамерами, чтобы ускорить инспекцию грузовых трюмов.

Помимо 44 танкеров, компании Norden принадлежит 218 сухогрузов, в том числе 82 судна класса Panamax, восемь – класса Post-Panamax и три – Capesize. Трюмы на этих судах огромны. После разгрузки в многочисленных углах и нишах остаются излишки предыдущей партии. Задача сотрудников порта – убрать всё это из трюма, прежде чем грузить в него новый товар. Чтобы убедиться, что трюм пуст перед погрузкой, инспекторы используют лестницы, а иногда и подъёмники, раз за разом спускаясь в отсеки – процесс отнимает много часов, требует расходов и нередко заканчивается травмами. В то время как маленький видео-дрон, оборудованный четырьмя лопастными винтами и камерой, быстро и безопасно облетает трюм в поисках «завалявшегося» груза.

Казалось бы, к чему такая спешка? Но чаще всего срок, в который должна уложиться инспекция – это пара часов между поздним вечером и ранним утром. А видео-робот, по подсчётам капитана Андерсена, сокращает время проверки вдвое. Он за 20 секунд долетает в любую часть трюма – не сравнить с тем временем, которое тратится на спуск трапа или подъёмника. Выгоду оценил не только капитан, но и проверяющие от заказчика, которые тоже должны осмотреть трюм, мучаясь с подъёмным оборудованием.

«Сначала проверяющие посмеивались, настроение было скептическим, – рассказывает капитан. – Но потом дрон начал свой полёт и они увидели трюм как на ладони – в буквальном смысле на ладони, потому что изображение выводится на экран смартфона. Они-то уже приготовились заниматься подъёмами-спусками несколько часов, но не пришлось. Энтузиазм сразу взлетел до небес. Эти ребята расстроились, когда я не взял робота на следующую проверку».

Порт в США – не первый, где капитан решил ввести эту практику. Андерсен уже использовал для проверок технику с удалённым управлением, когда работал в Канаде. Тогда он применял маленький геликоптер с камерой, но это было неудобно – лопасти винта постоянно натыкались на стены трюма. У нынешнего дрона лопасти гораздо меньше, кроме того, винты защищены шинами, поэтому он без ущерба для себя может летать вплотную к стенам.

«Это эксклюзивное техническое решение именно для такого рода инспекций, – считает Дженс Кристенсен, глава операционного отдела в головном офисе Norden. – Мы уже выделили средства, чтобы проверить, поможет ли изобретение капитанам в других портах».

Всего в Norden работает девять портовых капитанов, три из них – в США. Быть капитаном порта – это не только инспектировать и очищать трюмы. Андерсен решает проблемы, связанные с повреждением товара при погрузке-разгрузке, устраняет ошибки и несоответствия в заказах, сглаживает трудности межкультурного общения и, конечно, просто тонет в документации, которую ему приходится вести. Бесценное время, сэкономленное дроном, он планирует потратить вовсе не на досуг. Корпоративный девиз Norden очень трезво подходит к вопросу графика: «С пользой потраченное время – это когда предотвращаешь ещё не возникшие проблемы».