Дмитрий Петренко: Украина – морская держава

0
618
Глава Государственной службы морского и речного транспорта Украины Дмитрий Петренко

6 декабря 2018 года Государственная служба морского и речного транспорта Украины провела пресс-конференцию на тему: «Украина – морская держава: развитие и перспектива». На пресс-конференции обсуждали вопросы ратификации Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC 2006), создание единой информационной системы, возрождение судостроительной отрасли страны.

Спикерам: главе Государственной службы морского и речного транспорта Украины Дмитрию Петренко, первому заместителю главы Государственной службы морского и речного транспорта Украины Дмитрию Баринову, заместителю главы Государственной службы морского и речного транспорта Украины Дмитрию Балыбердину – задавали вопросы о ситуации в судоходной отрасли Украины. Дмитрий Петренко сразу обозначил вектор дальнейшего разговора: «Все понимают, что у Украины как морской державы нет иного пути, чем путь реформирования. Это подтверждается изменениями в сфере морского и речного транспорта, переменами в области экономики, которые на сегодняшний день уже произошли в нашей стране. Правительство неслучайно приняло решение о создании Морской администрации – органа, успешно действующего во всех странах, которые претендуют на звание развитых морских держав. Если бы этот орган исполнительной власти был создан предшественниками нынешнего руководства Украины, сегодня у нас было бы гораздо больше возможностей реагировать на вызовы этого сложного времени. Но у Украины мощный потенциал, и мы рассчитываем, что в ближайшее время не только наверстаем упущенное, но и предложим новые пути развития страны как государства флага и порта».

Около 3 миллиардов долларов – такую сумму ежегодно «вливают» в украинскую экономику моряки. Это практически равно сумме ежегодной финансовой помощи нашей стране от международных организаций. Задача Украины на этом этапе – привлечь инвестиции в судоходство и судоремонтную отрасль и со временем возродить собственное производство, исключив необходимость привлечения крупных инвестиций из-за рубежа. По словам Дмитрия Петренко, сегодня в сфере трудоустройства моряков на суда иностранных судовладельцев наблюдается негативная тенденция: спрос на моряков из Украины сокращается. И нашей стране необходимо приложить усилия, чтобы не утратить позиции в этой сфере.

При этом крайне важно, чтобы в ближайшее время была ратифицирована Конвенция о труде в морском судоходстве (MLC 2006). Этот документ позволит нашим морякам чувствовать себя уверенно в сложных ситуациях за границей. Дмитрий Петренко упомянул случаи, когда наши моряки не могли вернуться в Украину или добиться возмещения ущерба, причиненного им по вине судовладельца. И каждый раз решение подобных вопросов требовало вмешательства государства. Ратификация конвенции позволит повысить долю ответственности судовладельца за соблюдение прав моряков. Сейчас проект принятия Конвенции находится на рассмотрении в Администрации Президента, и в перспективе можно ожидать, что Президент внесет этот документ на голосование в Верховной Раде.

Дмитрий Петренко также сообщил, что Государственная служба морского и речного транспорта (Морская администрация) планирует построить в Украине современную модель судоходного бизнеса. Будут введены электронные процедуры предоставления административных услуг, а также единая информационная система, включающая базы данных проверок и реестры судов. «Построение современной модели судоходства является одним из приоритетных направлений на пути реформирования. Существующая сегодня максимально зарегулированная система полностью нивелирует для судовладельца возможность оперативно реагировать на ситуации. Нет электронных сервисов, нет условий для формирования благоприятной для ведения бизнеса атмосферы», – отметил Дмитрий Петренко. Красноречиво о ситуации в целом говорит тот факт, что действующий сегодня Кодекс торговой мореходности был выдан еще при СССР и абсолютно не соответствует современным реалиям.

Морская администрация сегодня делает особую ставку на возрождение судостроительной отрасли Украины. «Мы видим развитие этого направления, но государство должно сделать более весомый вклад в эту отрасль. Каждый, кто построил судно в Украине, должен получить поддержку от государства. Мы будем работать над тем, чтобы строительство судов в нашей стране было привлекательным сегментом бизнеса», – сказал руководитель Морской администрации. Дмитрий Петренко также отметил, что Украине крайне важно повышать качество сервиса в морских и речных портах с целью привлечения грузопотоков мировых судоходных маршрутов.

«За последний год был принят ряд важных решений, в том числе в отношении снижения портовых сборов. Но нам необходимо продолжить работу со ставками фрахта. Бизнес в портах должен быть прозрачным, и тогда можно будет говорить о качественном сервисе», – сказал Дмитрий Петренко. В планах Морской администрации – автоматизация процедуры предоставления административных услуг и перевод большей части операций в электронный формат. Будет сформирована единая электронная система, что является одним из фундаментальных условий внедрения процедуры независимого электронного тестирования моряков — «Сервисный центр морского и речного транспорта». Этот Сервисный центр объединит большую часть услуг в морской отрасли, поможет государственным квалификационным комиссиям и службам капитанов портов оперативно взаимодействовать друг с другом. Сервисный центр даст возможность вести электронный учет документов, выданных морякам, позволит создать прозрачную систему выдачи документов, подтверждающих квалификацию моряков.

Пресс-конференция позволила обозначить основные направления развития судоходной и судостроительной отрасли Украины на ближайшие годы. Все, о чем говорили участники беседы, соответствует общей задаче: свести к минимум коррупцию, устранить «теневое» влияние должностных лиц, свести к минимум бюрократическую составляющую всех процессов.