Представительство президента в Крыму: государство обязано защитить украинских моряков

Cовещание по вопросам защиты прав украинских моряков, проживающих в Крыму

Непростая ситуация, которая сложилась в Украине в последние несколько лет, напрямую сказалась на жизни украинских моряков. Те из них, кто зарегистрирован в Крыму, оказались на временно оккупированной территории. А это означает, что и с обучением, и с трудоустройством, и с банальным оформлением необходимых документов эти моряки испытывают огромные трудности. Учитывая многочисленные обращения и жалобы, Представительство президента Украины (ППУ) в Автономной Республике Крым (АРК) провело совещание по вопросам защиты прав украинских моряков, проживающих в Крыму. Инициатором проведения совещания выступили морские профсоюзы. Мероприятие прошло в Херсоне под руководством постоянного представителя президента Украины в Крыму Бориса Бабина, при участии представителей компетентных органов государственной власти, сотрудников профильных комитетов Мининфраструктуры, руководства морских профсоюзов, сотрудников Инспекции по дипломированию моряков. К участию в мероприятии также были приглашены наблюдатели специальной мониторинговой миссии ОБСЕ (в Херсоне).

Необходимость в проведении совещания назрела уже давно. По словам руководителя Федерации морских профессиональных союзов Украины (ФМПСУ) Максима Слюсаревского, живущие на временно оккупированной территории Крымского полуострова моряки являются членами украинских профсоюзов, и вполне логично, что со всеми проблемами, возникающими в процессе их обучения и трудоустройства, моряки обращаются в профсоюзы. А проблем у крымчан, чья работа связана с морем, сегодня масса. Так, сложности регулярно возникают при получении разного рода документов. «Моряку необходимо время от времени посещать Инспекцию по дипломированию, Дипломно-паспортный отдел Капитании порта. Необходимо проходить подготовку в тренажерных центрах, получать соответствующие сертификаты, подтверждающие квалификацию. Все это украинский моряк может сделать только на территории «материковой Украины», потому что в Крыму этих органов просто нет, – объясняет Максим Слюсаревский. –  Со стороны страны-агрессора наблюдаются активные действия, направленные на перетягивание наших граждан, а именно моряков, на свою сторону. Их уговаривают отказываться от украинских документов, принимать российское гражданство, получать паспорта моряков российского образца».

csm flag

По словам главы ФМПСУ, россияне охотно предлагают нашим морякам альтернативу в виде схемы подачи документов через «единое окно» и их оформления в Новороссийске. Но ведь наладить работу «единого окна» можно было бы в Одессе, Николаеве, Херсоне, то есть в тех украинских портах, которые расположены на подконтрольной Украине территории. «Принцип «единого окна» позволит сократить количество визитов моряка в различные инстанции. Причем внедрить эту схему необходимо не только для крымчан, но и для всех украинских моряков», – говорит Максим Слюсаревский.  Кроме того, глава ФМПСУ рекомендует активнее задействовать веб-ресурсы. Сегодня Инспекция по дипломированию в Херсоне предлагает морякам возможность заполнить заявление на сайте в электронном виде. Это сводит механизм получения документов всего к одному визиту. «По аналогичному принципу происходит, например, подача заявления на получение въездной визы в США. Это удобно, и мы могли бы построить по такому принципу выдачу документов морякам. Но о чем можно говорить, если у того же Дипломно-паспортного отдела Капитании порта даже сайта своего нет! При этом всем известно, что Администрация морских портов Украины – это организация с очень внушительным бюджетом», – отмечает Максим Слюсаревский.

Cовещание по вопросам защиты прав украинских моряков, проживающих в Крыму

После обсуждения постоянный представитель президента в Крыму Борис Бабин подвел предварительный итог и поставил первоочередную задачу: проработать изменения в действующие законодательные акты. «Безусловно, человек должен лично посетить дипломный отдел, паспортный стол, это не обсуждается. Вопрос в том, чтобы избегать нескольких посещений. Возможно, нужно проработать нормативно-правовую базу таким образом, чтобы человек, как во всех цивилизованных странах, мог подавать документы в электронном виде, а уже получать их, безусловно, лично», – прокомментировал он.

В продолжение темы создания «единого окна» участники совещания обсудили вопрос дистанционной подготовки моряков в тренажерных центрах. «Возьмем стандартный курс, который моряк должен пройти для получения сертификата. Две недели длится теория, неделя практические занятия. Зачем человеку из Крыма ехать в Одессу на три недели, оплачивать гостиницу и так далее, если можно ввести преподавание теоретической части дистанционно? А в Одессу человек приедет всего на неделю для прохождения практических занятий», – говорит глава ФМПСУ. Понимание проблемы со стороны Укртрансбезпеки и Администрации морских портов есть. К слову, есть в Украине и учебно-тренажерные центры, которые уже практикуют частичное дистанционное обучение, и эта практика себя оправдывает. Но чтобы изменить ситуацию в глобальном, всеукраинском масштабе, надо менять нормативные акты, перерабатывать их и дорабатывать. «Мы надеемся, что при поддержке представителя президента в АРК мы с этой задачей сможем справиться», – сказал Максим Слюсаревский.

По-прежнему наболевшим в разрезе крымских проблем остается вопрос ратификации Конвенции Международной организации труда о труде в морском судоходстве (MLC 2006). Дело в том, что Российская Федерация этот документ ратифицировала, а Украина – пока нет. Поэтому российский моряк сегодня более защищен с точки зрения международного законодательства, чем украинский. Процесс ратификации MLC 2006 Украиной длится уже шесть лет, и в данный момент начался финальный этап согласования во всех министерствах. Борис Бабин по этому поводу заявил: ППУ в АРК готово способствовать, в пределах своих полномочий, соответствующим процессам законотворчества. «Я предлагаю обращаться в ППУ, если кто-то будет мешать проводить согласованные законопроекты о ратификации Конвенции через уровень Кабинета Министров Украины. ППУ будет информировать, соответственно, Президента Украины и его Администрации о том, что это, безусловно, крайне важный вопрос», – отметил он.

Участники совещания обсудили также проблему с подтверждением документов моряка государствами флага. Глава Комитета по вопросам общественного контроля над формированием и реализацией государственной политики в сфере трудовых отношений, комплексной реформы, оплаты труда и системы пенсионного обеспечения Общественного совета при Министерстве социальной политики Украины Вадим Латыш отметил: «Есть такое понятие, как «подфлажные документы». Государства флага, куда идут работать наши моряки, выдают панамские, либерийские и прочие паспорта. При этом в некоторых администрациях действует негласный запрет на выдачу документов гражданину Украины, прописанному в Крыму. Случаи, когда государство флага не подтверждает таким морякам документы, к сожалению, нередки». Такая практика вынуждает моряков регистрировать место жительства «на материковой Украине» и всячески избегать упоминания о том, что человек имеет отношение к Крыму. Хотя у государств флага нет никаких оснований для отказа прописанным в Крыму морякам в подтверждении документов, полученных в соответствии с украинским и международным морским законодательством.

Коснулись участники совещания и наболевшего вопроса о притеснениях судовладельцев, на судах которых работают украинцы, со стороны администраций российских портов. От капитанов все чаще поступают жалобы: при проверках налицо мелочные придирки – претензии к «слишком мелкому» шрифту в сертификате, «недостаточно чистому» флагу и так далее. Российские порты работают в рамках требований Парижского меморандума, членом которого Украина не является. И наша страна в данной ситуации может выдвигать встречные претензии только в рамках Черноморского меморандума. Начальник Управления контроля на водном транспорте Государственной службы Украины по безопасности на транспорте Андриан Фотинюк сообщил, что повлиять на предвзятое отношение к нашим морякам можно только практикой встречного жесткого контроля документов моряков тех судов, которые заходят в украинские порты. Глобально же решить эту проблему можно только с привлечением Министерства иностранных дел. Борис Бабин внес встречное предложение: провести отдельное совещание по этому поводу с участием заинтересованных сторон – Укртрансбезпеки, Министерства иностранных дел, Министерства инфраструктуры Украины. «Мы как государство обязаны создать такие условия, чтобы крымские моряки могли получать легальные украинские документы на материковой части Украины. И чтобы им было выгодно оформлять их именно здесь и работать по государственным документам», – подвел он итог совещания.