Представительство президента в Крыму: государство обязано защитить украинских моряков

0
1280
Cовещание по вопросам защиты прав украинских моряков, проживающих в Крыму

Непростая ситуация, которая сложилась в Украине в последние несколько лет, напрямую сказалась на жизни украинских моряков. Те из них, кто зарегистрирован в Крыму, оказались на временно оккупированной территории. А это означает, что и с обучением, и с трудоустройством, и с банальным оформлением необходимых документов эти моряки испытывают огромные трудности. Учитывая многочисленные обращения и жалобы, Представительство президента Украины (ППУ) в Автономной Республике Крым (АРК) провело совещание по вопросам защиты прав украинских моряков, проживающих в Крыму. Инициатором проведения совещания выступили морские профсоюзы. Мероприятие прошло в Херсоне под руководством постоянного представителя президента Украины в Крыму Бориса Бабина, при участии представителей компетентных органов государственной власти, сотрудников профильных комитетов Мининфраструктуры, руководства морских профсоюзов, сотрудников Инспекции по дипломированию моряков. К участию в мероприятии также были приглашены наблюдатели специальной мониторинговой миссии ОБСЕ (в Херсоне).

Необходимость в проведении совещания назрела уже давно. По словам руководителя Федерации морских профессиональных союзов Украины (ФМПСУ) Максима Слюсаревского, живущие на временно оккупированной территории Крымского полуострова моряки являются членами украинских профсоюзов, и вполне логично, что со всеми проблемами, возникающими в процессе их обучения и трудоустройства, моряки обращаются в профсоюзы. А проблем у крымчан, чья работа связана с морем, сегодня масса. Так, сложности регулярно возникают при получении разного рода документов. «Моряку необходимо время от времени посещать Инспекцию по дипломированию, Дипломно-паспортный отдел Капитании порта. Необходимо проходить подготовку в тренажерных центрах, получать соответствующие сертификаты, подтверждающие квалификацию. Все это украинский моряк может сделать только на территории «материковой Украины», потому что в Крыму этих органов просто нет, – объясняет Максим Слюсаревский. –  Со стороны страны-агрессора наблюдаются активные действия, направленные на перетягивание наших граждан, а именно моряков, на свою сторону. Их уговаривают отказываться от украинских документов, принимать российское гражданство, получать паспорта моряков российского образца».

По словам главы ФМПСУ, россияне охотно предлагают нашим морякам альтернативу в виде схемы подачи документов через «единое окно» и их оформления в Новороссийске. Но ведь наладить работу «единого окна» можно было бы в Одессе, Николаеве, Херсоне, то есть в тех украинских портах, которые расположены на подконтрольной Украине территории. «Принцип «единого окна» позволит сократить количество визитов моряка в различные инстанции. Причем внедрить эту схему необходимо не только для крымчан, но и для всех украинских моряков», – говорит Максим Слюсаревский.  Кроме того, глава ФМПСУ рекомендует активнее задействовать веб-ресурсы. Сегодня Инспекция по дипломированию в Херсоне предлагает морякам возможность заполнить заявление на сайте в электронном виде. Это сводит механизм получения документов всего к одному визиту. «По аналогичному принципу происходит, например, подача заявления на получение въездной визы в США. Это удобно, и мы могли бы построить по такому принципу выдачу документов морякам. Но о чем можно говорить, если у того же Дипломно-паспортного отдела Капитании порта даже сайта своего нет! При этом всем известно, что Администрация морских портов Украины – это организация с очень внушительным бюджетом», – отмечает Максим Слюсаревский.

Cовещание по вопросам защиты прав украинских моряков, проживающих в Крыму

После обсуждения постоянный представитель президента в Крыму Борис Бабин подвел предварительный итог и поставил первоочередную задачу: проработать изменения в действующие законодательные акты. «Безусловно, человек должен лично посетить дипломный отдел, паспортный стол, это не обсуждается. Вопрос в том, чтобы избегать нескольких посещений. Возможно, нужно проработать нормативно-правовую базу таким образом, чтобы человек, как во всех цивилизованных странах, мог подавать документы в электронном виде, а уже получать их, безусловно, лично», – прокомментировал он.

В продолжение темы создания «единого окна» участники совещания обсудили вопрос дистанционной подготовки моряков в тренажерных центрах. «Возьмем стандартный курс, который моряк должен пройти для получения сертификата. Две недели длится теория, неделя практические занятия. Зачем человеку из Крыма ехать в Одессу на три недели, оплачивать гостиницу и так далее, если можно ввести преподавание теоретической части дистанционно? А в Одессу человек приедет всего на неделю для прохождения практических занятий», – говорит глава ФМПСУ. Понимание проблемы со стороны Укртрансбезпеки и Администрации морских портов есть. К слову, есть в Украине и учебно-тренажерные центры, которые уже практикуют частичное дистанционное обучение, и эта практика себя оправдывает. Но чтобы изменить ситуацию в глобальном, всеукраинском масштабе, надо менять нормативные акты, перерабатывать их и дорабатывать. «Мы надеемся, что при поддержке представителя президента в АРК мы с этой задачей сможем справиться», – сказал Максим Слюсаревский.

По-прежнему наболевшим в разрезе крымских проблем остается вопрос ратификации Конвенции Международной организации труда о труде в морском судоходстве (MLC 2006). Дело в том, что Российская Федерация этот документ ратифицировала, а Украина – пока нет. Поэтому российский моряк сегодня более защищен с точки зрения международного законодательства, чем украинский. Процесс ратификации MLC 2006 Украиной длится уже шесть лет, и в данный момент начался финальный этап согласования во всех министерствах. Борис Бабин по этому поводу заявил: ППУ в АРК готово способствовать, в пределах своих полномочий, соответствующим процессам законотворчества. «Я предлагаю обращаться в ППУ, если кто-то будет мешать проводить согласованные законопроекты о ратификации Конвенции через уровень Кабинета Министров Украины. ППУ будет информировать, соответственно, Президента Украины и его Администрации о том, что это, безусловно, крайне важный вопрос», – отметил он.

Участники совещания обсудили также проблему с подтверждением документов моряка государствами флага. Глава Комитета по вопросам общественного контроля над формированием и реализацией государственной политики в сфере трудовых отношений, комплексной реформы, оплаты труда и системы пенсионного обеспечения Общественного совета при Министерстве социальной политики Украины Вадим Латыш отметил: «Есть такое понятие, как «подфлажные документы». Государства флага, куда идут работать наши моряки, выдают панамские, либерийские и прочие паспорта. При этом в некоторых администрациях действует негласный запрет на выдачу документов гражданину Украины, прописанному в Крыму. Случаи, когда государство флага не подтверждает таким морякам документы, к сожалению, нередки». Такая практика вынуждает моряков регистрировать место жительства «на материковой Украине» и всячески избегать упоминания о том, что человек имеет отношение к Крыму. Хотя у государств флага нет никаких оснований для отказа прописанным в Крыму морякам в подтверждении документов, полученных в соответствии с украинским и международным морским законодательством.

Коснулись участники совещания и наболевшего вопроса о притеснениях судовладельцев, на судах которых работают украинцы, со стороны администраций российских портов. От капитанов все чаще поступают жалобы: при проверках налицо мелочные придирки – претензии к «слишком мелкому» шрифту в сертификате, «недостаточно чистому» флагу и так далее. Российские порты работают в рамках требований Парижского меморандума, членом которого Украина не является. И наша страна в данной ситуации может выдвигать встречные претензии только в рамках Черноморского меморандума. Начальник Управления контроля на водном транспорте Государственной службы Украины по безопасности на транспорте Андриан Фотинюк сообщил, что повлиять на предвзятое отношение к нашим морякам можно только практикой встречного жесткого контроля документов моряков тех судов, которые заходят в украинские порты. Глобально же решить эту проблему можно только с привлечением Министерства иностранных дел. Борис Бабин внес встречное предложение: провести отдельное совещание по этому поводу с участием заинтересованных сторон – Укртрансбезпеки, Министерства иностранных дел, Министерства инфраструктуры Украины. «Мы как государство обязаны создать такие условия, чтобы крымские моряки могли получать легальные украинские документы на материковой части Украины. И чтобы им было выгодно оформлять их именно здесь и работать по государственным документам», – подвел он итог совещания.