Грамотный путь к большим целям: не останавливайся на достигнутом, если можешь добиться большего

Богдан Багдасарян, 2-й помощник в Columbia Shipmanagement

Возможно ли всего за несколько лет пройти путь от кадета до второго помощника капитана, а в скором времени – и до старпома? Богдан Багдасарян собственным примером подтверждает: да, возможно. Сложно? Да. Интересно? Очень. Конечно, если любишь свою профессию и доверяешь работодателю. РМ расспросил Богдана о том, как складывалась его карьера в компании Columbia Shipmanagement (CSM). Мы уверены, что из его рассказа каждый начинающий моряк почерпнет для себя что-то полезное.

Работник моря: Вы начали работать в CSM  в 2011 году. Это была практика?
Богдан Багдасарян: Да, это была первая практика на, так сказать, настоящем судне. До этого была практика в прибрежных водах на лоцманских катерах и паромах, но едва ли между ними было много общего. Прибрежный флот – это очень «домашний» флот. Там другая атмосфера и мягче требования. На танкерах, которые сегодня находятся в США, а завтра в Нигерии, всё немного серьёзнее.

csm flag

Работник моря: Как вы попали именно в CSM? Сложно ли было пройти собеседование?
Богдан Багдасарян: CSM мне порекомендовал один знакомый. Он сам попал туда за год до этого. Но едва я успел подать своё резюме, как компания сама пригласила к себе в офис в Одессу лучших студентов нашего потока. Уже потом я узнал, что это один из принципов работы CSM: отбирать лучших курсантов и давать им старт.

Собеседование было… спокойным. Не было давления, за неправильные ответы не казнили, и в целом обращение было весьма располагающим. Принимающий собеседование капитан Григорий Леонидович Машкевич вне темы спросил о моих увлечениях. Узнал, что я люблю литературу, посоветовал книги, которые могли бы мне понравиться. Между прочим, да, понравились. В остальном – я неплохо учился в университете, и на тот момент собеседование не показалось мне сложным.

Работник моря: Вы помните свой первый рейс кадетом? Что было самым трудным?
Богдан Багдасарян: Первый рейс помню чуть ли не от самого начала, от встречи с капитаном Дашкиным в аэропорту по дороге на пароход, и до самого последнего дня. Мне повезло попасть на пароход, на котором любили и умели учить. А я любил и умел учиться. На этом и сработались. Было необычно, было много нового. Не так много знаний из университета нашли своё применение на практике. Разве что знание английского языка и Правил предотвращения столкновений судов. Остальное же было абсолютно ново и интересно. Да и с мотивацией проблем не было – когда перед глазами молодые, но уже состоявшиеся офицеры, тоже хочется расти. Сложнее всего было пережить долгую изоляцию. Но это остаётся самой трудной задачей по сей день. Впрочем, наличие интернета на пароходах сейчас смягчило эту проблему.

Работник моря: Хватило ли вам имевшейся на тот момент базы знаний? Чему пришлось в срочном порядке учиться?
Богдан Багдасарян: Как я уже сказал, обязательная база знаний – это английский язык. Чем свободнее ты говоришь, тем лучше. В остальном работа кадета на пароходе – это учёба. У него нет каких-либо определённых обязанностей. Следовательно, нет и настоящего давления на него за незнание чего-либо. Главное для кадета – это желание учиться. Но это касается не только кадетов, да и не только на флоте.

Работник моря: Как вы считаете: сколько контрактов нужно отработать кадетом, чтобы обрести достаточный опыт и начать продвигаться по служебной лестнице?
Богдан Багдасарян: Насчёт количества контрактов кадетом однозначно ответить сложно. Кому-то будет мало четырёх, кому-то хватит одного. Люди бывают разные. Например, у меня до прихода в CSM была пара контрактов кадетом на маломерных судах. На танкере я был впервые. Но я очень старался, и мои старания были замечены. Следующий контракт я уже работал офицером. Да, первое время были вопросы. Много вопросов. Но это неизбежно в любом случае, если вступаешь в новую должность. Все нюансы и детали невозможно охватить, просто изучая чужую работу. Многие сложности проявляются, только когда работу делаешь ты сам. Но это не страшно. Главное – уметь слушать, и знать, где искать первоисточники. А профессионализм приходит со временем. Practice makes perfect.

Работник моря: С какими сложностями вы столкнулись на новой должности?
Богдан Багдасарян: Сложности в новой должности были связаны с какими-то узкоспециальными нюансами по правовой базе. Сейчас львиная доля офицерской работы – это следование конвенциям и нормативным актам различных морских организаций и государств флага. Им имя легион, и запомнить это всё, не пересекаясь с этими вещами непосредственно, – это как учить китайский язык по бумажному самоучителю.

И, конечно же, навигация. Это большая ответственность и очень серьёзная проблема для начинающего помощника. Как показывает практика, это проблема и для многих опытных офицеров. В любом случае, если сомневаешься в ситуации – всегда нужно звать капитана.

Работник моря: Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать успешную карьеру в этой сфере?
Богдан Багдасарян: Тут, пожалуй, ничего нового я не скажу. Умение думать головой и принимать решения, умение при необходимости много работать. Особенностью морской жизни является замкнутое пространство и ограниченный круг общения. В этих условиях нужно уметь вызывать к себе если не любовь, то уважение, и обладать достаточной толерантностью, чтобы обходить острые углы образовательных и культурных различий. В остальном всё так же, как и в любой другой сфере жизни.

Работник моря: Что вы можете посоветовать сегодняшним кадетам?
Богдан Багдасарян: Сегодняшним кадетам посоветую хорошо учиться. Прежде всего, нужно учить язык. Можно не знать каких-то тонкостей морской практики, но этому можно научиться на работе. Выучить на работе язык сложнее. Да и при прохождении собеседования без хорошо сданного теста по английскому языку на работу не возьмут.

И не стоит лелеять иллюзию, что учёба заканчивается с получением диплома. В нашей работе она продолжается всегда. Разве что меняется интенсивность. Например, я сам сейчас изучаю работу старпома. И по своему опыту скажу, что получить красный диплом в университете было проще.

Конечно, всегда можно расслабиться и довольствоваться малым. Но зачем, если можно добиться большего? Так что сегодняшним кадетам советую не тратить времени на гулянки и не терять веры в себя перед лицом сложностей в учёбе. Старания сейчас окупят себя сторицей в будущем.

Партнерский материал