Промоушен в Seaspan: долгий путь к настоящему профессионализму

Илья Кудинов, региональный представитель компании Seaspan в Украине
Илья Кудинов, региональный представитель компании Seaspan в Украине

Илья Кудинов: Здравствуйте! Меня зовут Илья Кудинов. Я являюсь региональным представителем компании Seaspan в Украине.

Работник моря: Рады познакомиться! Расскажите нам, как организован промоушен в вашей компании.
Илья Кудинов: В Seaspan существует четкая матрица, которой руководствуется компания при повышении сотрудников. Поэтому такая ситуация, когда моряка хлопают по полечу и говорят «Молодец, товарищ, работаешь! И работай себе так же дальше», на самом деле невозможна.

csm flag

Когда я еще работал в море, я сталкивался именно с такими проблемами. Не все моряки могут подольститься к начальнику, уговорить его, или какими-то другими способами добиться повышения. Я всегда предпочитал честный путь, и я знаю, что многие моряки работают точно так же. Было еще обиднее, когда я видел, как компетентных специалистов обходили люди объективно их слабее, и по непонятным причинам… Ну, понятно по каким, конечно.

Так вот, в Seaspan, промоушен не простой, но зато гарантированный, благодаря специальной матрице. Все требования обоснованы. Я попал сюда старпомом, и мне понравился этот четкий логичный подход, понятный и для моряка, и для сотрудников офиса.

Работник моря: Расскажите подробнее, что именно нужно для повышения?
Илья Кудинов: Сразу скажу, промоушен у нас непростой, и не без причины. Для начала, каждый кандидат должен отработать пятнадцать месяцев в компании и иметь тридцать шесть месяцев опыта работы в должности.

Помимо этого, каждый идущий на повышение моряк должен иметь уровень диплома выше, чем его текущая должность: например, если второй помощник идет на повышение, то у него должен быть диплом старпома. Еще нужно получить три рекоммендации на продвижение от разных капитанов или стармехов. Но этим дело не ограничивается, поскольку руководители тоже разные бывают.

Далее моряк принимает участие в программе Career Development Initiative (CDI). По-русски ее можно назвать обычной дипломной работой. Программа предлагает моряку решить обширный ряд задач — теоретических, симулятивных и других. Примерно на тридцать процентов они пересекаются с его текущей должностью, и на семьдесят процентов — с той должностью, которую он хочет получить. К примеру, второго помощника могут попросить объяснить, как бы он решил ту или иную проблему в роли старпома.

Закончив работу над частью программы, моряк докладывает старшему по званию офицеру, который одновременно является его экзаменатором, и он проводит оценку подготовки кандидата. Все вопросы для экзамена прописаны в базе данных, к которым есть доступ у аттестующего офицера. Все, что ему нужно сделать — это следовать инструкциям программы, без самодеятельности. Экзаменатор видит еще и ответы, которые должен выдать аттестуемый.

В результате не только младший по званию моряк показывает уровень своей подготовки, но и сам аттестующий освежает свои знания.

Работник моря: Если экзаменатором является человек, что обеспечивает беспристрастный результат? Человек может быть необъективен.
Илья Кудинов: Во-первых, за один контракт моряк всю работу не сделает. Задач много, на них уходит минимум два контракта. За это время кандидата оценят четыре старших по званию офицера, и хотя бы один из них поймает плохо подготовленного моряка.

Что касается необъективных аттестующих, то их быстро вычисляют и проводят с ними дополнительную беседу. В этом случае тренировочный департамент берет на себя функцию экзаменатора. После этого, вне зависимости от качества экзаменатора, кандидат обязан пройти интервью с тренировочными суперинтендатами на берегу.

Моряки компании Seaspan

Работник моря: Отвечать нужно на все вопросы?
Илья Кудинов: Нет. Есть набор критических вопросов, на которые обязательно необходимо ответить. Ни аттестующий, ни моряк не знают, какие именно вопросы являются ключевыми. Экзаменатор отправляет результаты опроса в Training Department, который их проверяет. В рамках все того же CDI, этот отдел проводит свои дополнительные опросы и устное интервью с кандидатом.

Работник моря: Моряки могут приступить к работе над CDI только после получения диплома на высшую должность?
Илья Кудинов: Не совсем так. Компания по умолчанию предлагает моряку заняться CDI, как только он получает нужный диплом. Кроме того, моряк может проявить инициативу и начать работу над программой раньше, еще до получения диплома. Для этого нужно сообщить офису о своем намерении.

Работник моря: Работать над программой можно только в рейсе, или еще и дома, во время отпуска?
Илья Кудинов: Раньше можно было только на судне, но теперь компания разрабатывает ограниченный ряд тем, которые можно закрыть и дома. В отпуске можно будет освоить где-то двадцать процентов теоретического материала, например, положения конвенции. Моряк может подключиться к серверу из дома и изучить все онлайн.

Но на практике чаще всего никто не учится в отпуске. Как ни парадоксально, работают все в рейсе, хотя очень переживают, как же они успеют и программу выполнить, и с прямыми обязанностями справиться. На пароходе сама работа, суета, уединенность от семьи позволяют морякам лучше спланировать свой график и найти время для учебы. Дома же все расслабляются — семья, дети, дача, отдых с друзьями.

Работник моря: Насколько большие отпуска в Seaspan?
Илья Кудинов: Пока компания позволяет делать любые, какие хочет моряк, главное — четко обозначить дату готовности ухода в рейс и твердо придерживаться ее. Но бывают и сложности: условно говоря, представьте, что все моряки захотят в этом году отдыхать, а в следующем — работать. Так же не получится.

В основном, почти все моряки готовы уйти в рейс уже после двух месяцев дома. Капризничают только стармехи — хотят отдыхать по полгода и больше.

Работник моря: Давайте вернемся к промоушену. Есть еще этапы?
Илья Кудинов: На этом промоушен для младших офицерских должностей заканчивается. Но не для топов! К примеру, при повышении до капитана нужно пройти что-то вроде IQ теста. Его проводит независимый контрактор PXT Profile. Я тоже его проходил, и скажу, что тест довольно непростой: оценивается внимание, стрессоустойчивость, логика, скорость реакции и другое.

После кандидат проходит компьютерные модули Seagull и на этом тесты заканчиваются. Далее в течение недели вместе с моряком на пароходе работает суперинтендант по безопасности, которому будущий капитан должен продемонстрировать свои практические способности: как он становится на якорь, как проводит тревогу и тому подобное.

Успешно преодолев все испытания, кандидат отправляется в Ванкувер минимум на десять рабочих дней, за счет компании. Там моряк каждый день ходит в офис и смотрит, как работает главштаб. На это есть весомая причина: даже дойдя до вершины карьеры, многие капитаны не понимают, почему офис ставит те или иные задачи. Проведя две недели там, кандидат начинает понимать, откуда растут ноги у самых кажущихся абсурдными требований. Разобравшись с процессом, моряки лучше справляются со своей работой.

Так проходит повышение от старпома до капитана
Так проходит повышение от старпома до капитана

Работник моря: Чем обоснованы все эти этапы?
Илья Кудинов: Огромными рисками и возможными последствиями. Основная причина высоких требований — страховщики. Стоит чему-то случиться на судне, как тут же приходят страховые агенты и начинают выяснять, что произошло и кто виноват. Серьезный подход к продвижению до высших командных должностей позволяет доказать, что компания ответственно относится к обеспечению безопасности своих судов.

Работник моря: Есть ли что-то хорошее для моряка в таком подходе?
Илья Кудинов: Есть, хотя в минуты отчаяния им иногда кажется, что это все сплошное издевательство (смеется). Каждый, кто прошел все этапы обучения — это очень компетентный специалист. В процессе промоушена выделяются лучшие, так как недостаточно целеустремленные специалисты просто бросают все и уходят. Поэтому экипажи в Seaspan все хорошо обучены, и наши моряки могут быть спокойны.

В результате, у моряков Seaspan уже сложилась определенная репутация на мировом рынке, как очень компетентных специалистов. Страховщики это тоже отмечают, кстати.

Работник моря: Насколько охотно повышают моряков в Seaspan?
Илья Кудинов: Как и во многих компаниях, на должность продвигают очень много младших помощников и механиков. До капитанов повышают намного медленнее, но тут особая ситуация, так как должность очень и очень ответственная. Пока политика такая: лучше взять опытного человека со стороны, который знает, как оценивать риски и вести себя в разных ситуациях. Сейчас этот вектор несколько меняется, и продвижения до капитанов тоже бывают, но для компетентных и достойных старпомов.

Работник моря: При благоприятных условиях, как быстро можно получить повышение в Seaspan?
Илья Кудинов: Отвечу на собственном опыте. На то, чтобы дорасти от старпома до капитана, у меня ушло четыре контракта в компании.

Работник моря: Есть ли специальные знания, которые должен получить моряк, взятый с рынка, перед началом работы в Seaspan?
Илья Кудинов: У нас проходят трехдневные занятия Induction Training, во время которых мы знакомим моряков с компанией и её приоритетами, и помогаем им освоиться.

Работник моря: Какие преимущества у работы в Seaspan?
Илья Кудинов: В первую очередь, это высокая зарплата — выше, чем среднерыночная. Второе преимущество — это мощная тренировочная база, просто отличная.

Работник моря: Можно подробнее?
Илья Кудинов: У нас есть большой тренировочный центр в мумбайском офисе, где находятся, например, симулятор электронных двигателей (ME simulator) и bridge-симулятор. Кроме того, компания создала тренировочные офисы в каждом регионе, где она набирает моряков: на Филиппинах, здесь и в других странах.

Работник моря: Как часто отправляют в Мумбаи?
Илья Кудинов: Раньше отправляли почти всех, но теперь мы можем тренироваться здесь, в Одессе. Сейчас туда едут только те механики, которые проходят тренировку на электронных двигателях (ME). В Украине не существует симуляторов электронных двигателей.

Наших моряков, deck-офицеров, отправляют к контрактору «Эпсилон» на bridge-симулятор. С джуниорами тоже занимается «Эпсилон», проверяет на пригодность в плане расхождения судов и тому подобное. Еще из Индии нам доставили реальный макет шлюпки с механизмом гидростатической отдачи (Life Boat hydrostatic release unit).

В Seaspan также есть огромная платформа для электронного обучения, так называемая COPES. Каждый моряк со своими логином и паролем открывает этот интернет-ресурс и видит все нововведения, которые происходят в компании, знакомится с циркулярами и тому подобным.

Работник моря: Есть ли какие-то бонусы, программы, новогодние подарки?
Илья Кудинов: Да, конечно. Новогодние подарки, новогодние представления, разные программы вроде медицинской страховки для моряка и его семьи. Кроме того, два раза в год компания проводит форумы для моряков с различными развлекательными программами. Это отличная инициатива, которую мы до сих пор поддерживаем, несмотря на кризис.

Работник моря: Зарплаты не понижаете?
Илья Кудинов: Нет, и может, даже повысим их в следующем году. Посмотрим, как пойдут дела на мировом рынке.

Работник моря: Как часто Seaspan набирает людей в Украине?
Илья Кудинов: Зависит от роста флота.В прошлом году мы получили шестнадцать пароходов и набрали в Украине восемьдесят человек. В этом году их будет пять, соответственно и набор сократится.

Работник моря: Есть ли спрос на какие-то отдельные специальности?
Илья Кудинов: Да, сейчас нам нужны стармехи, капитаны и вторые механики.

Контейнеровоз COSCO PRIDE
Контейнеровоз COSCO PRIDE

Работник моря: Напомните, пожалуйста, какой флот в Seaspan?
Илья Кудинов: Только контейнеровозы. Компания начала работу в 2001 году с четырех пароходов, в 2005 году их стало десять, а сейчас уже более ста. Все эти пароходы — наши собственные, Seaspan не берет в менеджмент чужие суда. В этом году мы получаем еще пять огромных пароходов, все 10 000TEU и 14 000TEU контейнеровместимости.

Хочу отметить, что из всех независимых владельцев контейнеровозов в мире Seaspan на первом месте по TEU, и на третьем месте после Maersk и MSC именно по собственному тоннажу.

Работник моря: Кто является крупнейшими клиентами Seaspan?
Илья Кудинов: Конечно, COSCO/CSCL. Seaspan работает только с теми фрахтователями, которых поддерживает правительство. Среди них APM Moller (Maersk), японский MOL, K-line, корейский Hanjin, тайваньский Yang-Ming, Hapag-Lloyd и другие компании.

Илья Кудинов: В заключение хотелось бы рассказать о том, что в Seaspan есть свой архитекторский департамент Naval Architect. В нем работают инженеры из Украины, Англии,  Шотландии, и Канады. Компания контролирует постройку судов согласно собственным, повышенным стандартам качества, поэтому Seaspan может заказывать качественные суда в Китае и других «дешевых» странах. Так что Китай Китаю рознь.

Партнерский материал