«Кресло капитана обязывает»

0
1687
Сергей Головань, капитан, CST

Сергей Головань только недавно получил продвижение на капитана, но уже успел сделать свой первый контракт на новой должности. По свежим воспоминаниям, «Работник моря» решил расспросить моряка о его впечатлениях и о том, каким моряком необходимо быть, чтобы стать капитаном.

Работник моря: Что повлияло на выбор Вами профессии?
Сергей Головань: Если честно, точно такой же вопрос мне задавали еще в Одесской национальной морской академии, которую я окончил в 2003 году. И тогда, и сейчас я уверенно могу сказать — не знаю. Тянуло меня в море. Конкретней сказать не могу.

Работник моря: Но все-таки, Вас привлекала романтика профессии или же материальные блага, с которыми она у многих ассоциируется?
Сергей Головань: Романтика была, наверное, в первые пять дней первой практики. Но потом начались трудовые будни. И работа моряка вовсе не такая простая, как некоторые думают, поэтому буду честным — хорошая зарплата является приятным плюсом моей профессии.

Работник моря: За годы работы в море Вы не разочаровались в выборе профессии?
Сергей Головань: Со временем я начал находить все больше минусов в своей работе, но, как ни странно, о своем выборе никогда не жалел. Я работаю на флоте уже 14 лет, с 2000 года регулярно хожу в рейсы. Когда нахожусь в море, меня невероятно тянет домой, к семье, которую редко вижу. А когда я месяц дома посижу, я скучаю по морю. Это необъяснимо! Но сейчас понимаю, что кроме морского дела ничем другим заниматься бы не смог.

Работник моря: Расскажите подробней о минусах.
Сергей Головань: Самым большим минусом для всех моряков всегда будет отдаленность от своих близких. Но кроме общих недостатком есть еще и аспекты, связанные с работой на каждом из типов судов.

Работник моря: А какие недостатки Вы видите в своей работе?
Сергей Головань: С 2003 года я начал работать на танкерном флоте, где и построил свою карьеру. Часто суда этого типа обслуживаются в море, на выносных причалах. Поэтому все мифы о том, что моряк может увидеть мир во время рейса — это всего лишь миф. Мы можем даже и берега не увидеть, а если и есть возможность выбраться на сушу, то вырываешься «галопом по Европам», фактически не успевая ничего толком увидеть. Очень редко удается сохранить какие-то впечатления о городах-портах, в которые мы заходим.

Работник моря: Какие еще особенности работы на танкере Вы можете выделить?
Сергей Головань: К танкеру нужно привыкнуть. Такие суда, как и контейнеровозы, имеют насыщенный и стремительный график. Время погрузки или выгрузки — максимум 32 часа. Чтобы справляться с работой на танкере, необходимо понимание, что ты везешь опасный груз. Придется приспособиться к специфике судна. Например, курим мы в специально отведенном месте. Пригодиться также и знание базовых процессов химии и физики. Кроме того, мы часто сталкиваемся с проверками — их у нас в три раза больше, чем на любом другом судне. В двух словах не скажешь о специфике танкера. У нас даже существует свой специальный морской сленг. Но сложно кажеться только на первый взгляд. Ко всему быстро привыкаешь.

Работник моря: Вы уже успели сделать контракт капитаном?
Сергей Головань: Да, вот недавно вернулся со своего первого контракта в этой должности.

Работник моря: Что Вы ощущали перед этим рейсом?
Сергей Головань: Вся моя профессиональная жизнь была связана с танкерами. И не смотря на то, что в свой первый рейс капитаном я шел на судно, на котором работал последние восемь лет, для меня это было волнительно. Я осознал, что старпомом работать легче. Но буквально через месяц я втянулся в свои новые обязанности. Мне помогло то, что я знаю судно вдоль и поперек. Также меня на новом посту поддерживали судовладельцы.

Работник моря: Какой момент в этом контракте был самым трудным?
Сергей Головань: Наверное, осознание момента, когда сменщик пожал мне руку и передал судно в мое распоряжение.

Работник моря: Что Вам больше всего не нравится в работе капитана?
Сергей Головань: Так сразу и не скажешь… Пока мне все в новинку, все интересно. Я пока даже и не определился. Меня не затрудняет ни работа с бумагами, ни с персоналом. Для меня главное, чтобы все мои помощники были включены в работу. Морю нужны инициативные ребята. Мне повезло с командой, костяк которой формировался на моих глазах последние пять лет. Поэтому рейс прошел слаженно.

Работник моря: Какой маршрут у Вашего судна?
Сергей Головань: Я работаю с немецким судовладельцем CST. В основном мы ходим в направлении Европа-США. Часто заходим в Карибский бассейн, иногда заносит в Южную Америку.

Работник моря: Какие качества Вы цените в моряке?
Сергей Головань: Мне кажется, что у среднестатистического выпускника морского учебного заведения проблем со знаниями не должно быть. Но когда он придет на судно, то поймет, что знает не все. Поэтому я ценю людей, которые, желая чего-то добиться, готовы приложить все необходимые для этого усилия. Это люди, которые не будут сидеть и ждать повышения, а будут трудом доказывать свою способность работать еще лучше. Главное для меня — увидеть желание работать. Важно любить работу, а не гнаться за зарплатой. Карьера — это развитие, а не счет в банке. Должна быть мотивация и кроме денег.

Работник моря: Каким Вы видите Ваше будущее в профессии?
Сергей Головань: Если честно, с оглядкой на сложившуюся в стране ситуацию, заглядывать далеко я пока не берусь. Для меня сейчас важно закрепиться в должности капитана. Потому, что сходив один раз в рейс, я не могу смело утверждать, что в будущем у меня не возникнет никаких трудностей. Кресло обязывает держать себя в постоянном тонусе.