Кто будет перевозить «заморозку»? Конкуренция контейнерного и рефрижераторного флота

0
1497
Фото: Paul Smith

Рефрижераторный флот не относится к тем сегментам мирового флота, которым пророчат блестящее будущее: его доля в морских перевозках постепенно сокращается. Тем не менее, он демонстрирует хороший процент роста и к 2018 году должен увеличиться на 20%, как гласит последний ежегодный обзор и прогноз Drewry для рынка рефрижераторных перевозок.

Дело в том, что общий грузооборот планеты постоянно растёт, и товары, требующие холодной перевозки, не являются исключением: в 2014 году их количество увеличилось на 4,8%. Узкая специализация, которая, с одной стороны, ограничивает мощность рефрижераторного флота, с другой стороны, поддерживает его постоянную востребованность. У владельцев «холодных» товаров просто нет альтернативы.

Таким образом, в ближайшие годы благополучие рефрижераторного флота зависит от того, будут ли флот и оборот специализированных грузов расти пропорционально друг другу. В Drewry полагают, что да: показатель будет колебаться в пределах от 20,4 до 20,6 тонн груза на 1 TEU.

Однако, чтобы остаться конкурентоспособными в эпоху повсеместной практики тихого хода, затянутых перевозок и перегрузки грузов, многие контейнерные перевозчики уделяют большое внимание холодильному сервису, используя рефрижераторные контейнеры и создавая таким образом конкуренцию специализированному флоту, утверждают в Drewry.

«Средний возраст рефрижераторного судна составляет 25 лет, – в утверждает составитель отчёта Кевин Хардинг. – И не похоже, что новые суда будут строиться одно за другим, во всяком случае, крупные. Поскольку утилизация старых «холодильников» неизбежна, флот уменьшится. А вот книга заказов контейнеровозов вполне солидная. Предлагая рефрижераторный сервис, они станут успешным конкурентом на этом рынке».

Вопреки наметившейся тенденции, компания-оператор Seatrade, специализирующаяся на рефрижераторных перевозках, инвестирует в новую программу постройки полностью контейнерных рефрижераторных судов. Смысл программы – сохранить выгодное отличие от рейсовых контейнерных перевозчиков благодаря более сжатым срокам, прямым маршрутам и холодильному сервису высокого класса. Компания уже заказала шесть рефрижераторных судов вместимостью от 500 до 700 FEU, и планирует заказать ещё шесть. Пока что сложно сказать, последуют ли другие компании с узкой специализацией примеру Seatrade.

«Нас ожидает действительно жёсткая конкуренция между разными способами доставки груза в одном секторе рынка», – подводит итог Хардинг.