Контейнеровозу с токсичными отходами на борту отказали в разгрузке порты Гонконга, Китая и Малайзии

Порт Кланг
Фото: Dean Calma

Департамент по вопросам охраны окружающей среды Гонконга настаивает на возвращении судна со 123 контейнерами на борту в Румынию. Это произошло после безуспешной попытки разгрузить токсичные отходы в Малайзии и Шанхае.

В сентябре в Департамент по охране окружающей среды Гонконга поступила конфиденциальная информация о возможных нарушениях. Департамент начал расследование и установил: 123 контейнера с грузом, маркированным как «медный штейн» (промежуточный продукт плавки руд цветных металлов), доставят морем из Румынии в Гонконг, где якобы должна быть достигнута договоренность о дальнейшей его транспортировке.

csm flag

Внутри контейнеров находились мешки с сухим сыпучим веществом без запаха. 3 и 26 октября Департамент по охране окружающей среды Гонконга взял образцы груза из 10 контейнеров на проверку, чтобы установить степень токсичности отходов. К расследованию привлекли Департамент здравоохранения. По официальным данным, результаты испытаний показали, что состав содержимого мешков совпадает с составом штейна, который обычно содержит частицы свинца, меди, цинка и железа, а уровень радиации – в норме. Контейнеры отходов горнодобывающей промышленности с грузом общим весом в 2.723 тонны разделили на партии с целью дальнейшей транспортировки в Малайзию. Где, видимо, и должны были этот груз незаконно захоронить. Однако все попытки выгрузить отходы оказались безуспешными.

29 октября Департамент Малайзии по охране окружающей среды (DOE) сообщил, что одно из судов, на борту которого 177,12 тонн отходов, остановлено на входе в самый крупный порт страны – Порт-Кланг. В контейнерах находились отходы с высоким содержанием мышьяка и кадмия. Уже на следующий день судно было вынуждено отправиться в предыдущий порт захода, Гонконг.

DOE связался с судовладельцем и сообщил, что еще одному судну, заход которого запланирован на 4 ноября, также не позволят разгрузиться. На его борту находилось 27 контейнеров с отходами. В самом Гонконге находятся еще 115 контейнеров с опасным грузом. Гонконг также не заинтересован в том, чтобы отходы сбросили на свалках в пределах страны, поэтому теперь настаивает на транспортировке всего груза обратно, в страну-экспортер – Румынию.

Судно, названия которого СМИ не упоминают, покинуло Румынию предположительно в декабре 2015 года. В порту Шанхай, после выборочных проверок, ему было запрещено разгружаться и предписано покинуть Китай в течение двух месяцев. После чего месяц контейнеровоз простоял в Гонконге. Хотя политика контроля передачи отходов для Китая и Гонконга требует предварительно уведомлять о таких случаях, таможня Гонконга не была предупреждена о том, что в Китае груз принимать отказались. Затем контейнеровоз совершил переход в Макао, откуда его попытались отправить обратно в Гонконг. В итоге груз был разделен на партии, после чего и были зафиксированы попытки разгрузиться в Малайзии.

Разгрузка токсичного груза в малазийском Порт-Кланге была сорвана не в последнюю очередь благодаря сотруднице издания Oriental Daily. Журналистке удалось получить инсайдерскую информацию в Гонконге и провести собственное расследование.