Российский балкер: арест в Испании и возможная продажа

0
71
фото: Evgeniy Zhelezov

Российский балкер «Заполярье», арестованный в Испании в сентябре 2018 года, вероятно, будет продан. Судовладельцу дали три месяца на то, чтобы заплатить портовые сборы. Если этого не произойдет, балкер выставят на аукцион.

Балкер «Заполярье», принадлежащий Мурманскому морскому пароходству (ММП), находился у берегов Испании с 1 июля 2018 года. Незадолго до этого в испанском порту Таррагона (регион Каталония) балкер был загружен 22 тоннами технической соли, которую используют в дорожном хозяйстве. Судно в грузу подошло к берегам испанского анклава Сеута (Северная Африка) для дозаправки. Дальнейшему рейсу балкера в порт Тис (Великобритания) помешали финансовые проблемы судовладельца. Два с половиной месяца балкер простоял на испанском рейде. В начале сентября 2018 года ММП организовало ротацию экипажа: 11 российских моряков отправились домой, а на судно прибыла замена. Тогда же якобы был решен и вопрос с поставками продовольствия и воды.

19 сентября 2018 года «Заполярье» в принудительном порядке отбуксировали в порт Мотриль (регион Андалусия, Испания), где оно и находится по сегодняшний день. Причина буксировки – истекший срок судовых документов, а также то, что на рейде Сеуты балкер представлял угрозу для других судов, находясь слишком близко к берегу. Самостоятельное передвижение судна было невозможно из-за того, что истек срок регистровых документов. «Большая часть сертификатов судна была действительна до 14 августа 2018 года. При таких обстоятельствах судно не может продолжать рейс до тех пор, пока не будет проведена инспекция, которая подтвердит соответствие технического состояния судна международным требованиям», – сообщила прессе координатор Международной федерации транспортных рабочих (ITF) в Испании Лус Бас. Но даже если бы с документами было все в порядке, на тот момент судовладелец ничем не помог бы «Заполярью». ММП было не в состоянии не только оплатить долги по портовым сборам, но и купить 140 тонн топлива, чтобы балкер совершил переход к берегам Российской Федерации.

ММП в ответ на многочисленные запросы родственников и прессы сообщало: вопрос с бункеровкой и оформлением документов уже решается. Экипаж же имеет возможность беспрепятственно выходить на берег. Тогда же в официальных сообщениях пароходства говорилось, что задолженности по зарплате перед моряками «Заполярья» у судовладельца нет. Тем, у кого был превышен предельный срок работы, ММП гарантировало повышенную оплату согласно коллективному договору. Как в итоге сложились обстоятельства с выплатой заработной платы, на сегодняшний день сказать сложно. Тем более что «Заполярье» – далеко не единственное задержанное в связи с финансовыми проблемами судно государственного российского пароходства.

«Капитан и его приближенные не стесняясь никого в открытую берут любые продукты из «артелки», которые им понравятся!! Сама же повариха ворует и готовит им совершенно другие блюда, а мы вынуждены есть рис», — жалуются моряки «Заполярье»

По итогам 2018 года под арестом в США, Китае, Бельгии, Дании, Индии, Литвы, Испании находилось больше десятка судов ММП, и на сегодняшний день эта цифра практически не изменилась. На некоторых судах моряки остаются сверх контракта по несколько месяцев. Часть экипажей испытывают проблемы со снабжением и бытовые сложности; так, известны случаи, когда экипаж был вынужден готовить еду на палубе на открытом огне. ММП на все попытки выяснить реальное положение дел отвечает: суда задержаны «в ожидании продолжения рейса», «в связи с ремонтом», «до урегулирования вопросов с контрагентами». Экипажи, со слов представителей пароходства, якобы обеспечены всем необходимым, включая продукты, питьевую воду и медицинскую помощь.

Помимо финансовых проблем, ММП терпит убытки в связи с санкциями, объявленными США. Об этом не принято говорить в российском информационном поле, однако показательна история с судном «Поморье». Балкер был задержан в США в апреле 2018 года, причем судовладелец подтвердил, что «задержка судна произошла в связи с потерей и ремонтом двух якорей и якорных цепей». К концу года у экипажа «Поморья» закончился срок контрактов. Истек и срок действия американских виз, получить же новые для российских моряков весьма затруднительно. Не могут оформить визы и те, кто направляется на замену: как комментировали в ММП, получение американских виз сейчас проблематично «ввиду особенностей политических взаимоотношений между странами». Источник в ММП сообщал, что моряки даже не могут записаться на собеседование и подать документы на визу. Сегодня вопрос решается уже на уровне Министерства иностранных дел РФ.

Кроме того, Следственный Комитет Российской Федерации возбудил в отношении ММП уголовное дело по статье о невыплате заработной платы работникам пароходства. Следствие установило, что сотрудники ММП недополучили зарплаты на сумму около 9 миллионов рублей. Есть вопросы к пароходству и у Госинспекции труда в Мурманской области: по ее инициативе рассматривается вопрос об административной ответственности ММП за нарушение трудового законодательства. Речь идет о значительном превышении срока непрерывного пребывания моряков на борту. По данным ITF, на судах ММП за границей находятся около 200 моряков, контракты которых давно истекли. Между тем, контрагенты ММП, среди которых российская компания «Газпромнефть» и голландская Kricon Services B.V, выдвинули в пароходству иски на сумму 8 миллионов 300 тысяч и 30 миллионов 640 тысяч рублей, соответственно. Иск еще на 99 миллионов 860 тысяч выдвинут ЗАО «Бункерная компания» из Архангельска. Конрагенты настаивают на признании ММП банкротом, но пароходство продолжает делать хорошую мину при плохой игре и опровергает слухи о финансовой несостоятельности.

Судно «Заполярье», DWT=23.600, предназначенное для перевозки навалочных и генеральных грузов, было построено в 2008 году. Судно стало третьим после «Груманта» (2006 г.п.) и «Поморья» (2007 г.п.) в серии балкеров, построенных в рамках программы обновления флота ММП. «Заполярью» присвоен ледовый класс. Стоимость балкера, по оценке экспертов, составляет около $8 миллионов, еще примерно $680.000 стоит груз. В случае если «Заполярье» уйдет с молотка, с вырученной суммы рассчитаются по зарплате с экипажем, возместят портовые сборы, а остальными средствами будет распоряжаться правительство Испании.