Американские аналитики: Россия намеренно искажает сигналы GPS

0
326

Начиная с 2016 года, Россия около десяти тысяч раз использовала  технологию дезориентации спутниковой навигации у берегов оккупированного Крыма. Намеренное искажение сигналов GPS зафиксировано также в Средиземном море, Финском заливе, в акватории порта Владивосток. Доказательства есть в отчете американской неправительственной аналитической организации C4ADS.

Отчет «Над нами только звезды – разоблачение спуфинга GPS в России и Сирии» (Above Us Only Stars – Exposing GPS Spoofing in Russian and Syria) был опубликован в начале апреля 2019 года. В нем, в частности, указано, что в течение двух лет спуфинг затронул более 1300 судов. Речь идет как о судах, находившихся в территориальных водах РФ, так и о тех судах, которые на момент фиксации нарушений передачи сигнала находились в международных территориальных водах. Спуфингом в широком смысле называют практику злоумышленников маскироваться под конкретного пользователя или под подключенное к сети устройство. Эту технологию используют для распространения вредоносного ПО, похищения данных, а также с целью обхождения механизмов контроля доступа. В отчете имеется в виду спуфинг на море, когда технически при помощи глушения и подделки GPS сигнала искажается реальная картина: судно находится в одном месте, а система AIS отчитывается о совершенно другом его местоположении.

Раньше у экспертов не было подтверждений искажения сигналов, но теперь они появились. Президент Фонда устойчивой навигации и синхронизации Дейна Говард сообщил в интервью украинскому «Радио свобода», что капитан одного из торговых судов, находившихся в Черном море, прислал экспертам скрин экрана своего компьютера и показателей радара. GPS указывал, что в момент, когда был сделан снимок, капитан находится не в море, а в сорока километрах от реальной локации судна, в местном аэропорту. Проведенное расследование показало, что аналогичные случаи были зафиксированы на десятках судов. Эксперт C4ADS Томас Ивинг, комментируя результаты расследования, отметил, что введение в заблуждение россиянами навигаторов оказалось намного более масштабным, чем можно было предположить. Чтобы получить дополнительные доказательства, эксперты обратились к исследователям Техасского университета. Работая с датчиками на Международной космической станции, профессор Тодд Хамфрис разработал методологию, позволяющую обнаруживать сбои сигналов GPS и сообщать о них почти в реальном времени.

Искажение данных AIS, вероятнее всего, является побочным эффектом от действий российских силовых структур по защите VIP-персон и стратегических объектов от беспилотников. По мнению экспертов C4ADS, есть определенная связь между перемещениями президента России Владимира Путина и подделкой сигналов GPS. В любом случае, за последние два года стало понятно, что практика спуфинга со стороны РФ гораздо более обширна и распространена, чем считалось ранее. Искажение сигналов GPS, к которому намеренно прибегает РФ, является нарушением норм международного законодательства. Дезориентация системы спутниковой навигации несет прямую угрозу безопасности мореплавания. Но еще более настораживает тот факт, что спуфинг может быть использован для обострения отношений между разными странами путем провокаций. И такие случаи уже также имели место.

Так, 1 апреля 2019 года в соцсети Facebook появилось сообщение о том, что в порту Херсона ошвартован российский танкер «Язь», пришедший из Астрахани. Это судно находится в украинском «черном списке» за неоднократные заходы в оккупированный Крым. В частности, есть фотографии этого танкера, стоящего в Севастопольской бухте, сделанные в июне 2016 года. Кроме того, «Язь» также фигурирует в американском «черном списке» как судно, заходившее в порты Сирии, находившейся под санкциями. Практически сразу, не получив никаких официальных комментариев, сообщение частного пользователя соцсети Facebook подхватили и растиражировали украинские СМИ. Моментально появились негативные высказывания в адрес Государственной службы морского и речного транспорта Украины (Морской администрации), которую упрекали в бездействии и отсутствии реакции на нарушение законодательства страны.

В дискуссию вступила мониторинговая группа Майдану закордонних справ, Інституту Чорноморських стратегічних досліджень и редакции Black Sea News, которая отметила: «Танкера там немає, він на Каспії. Це або збій системи морського спостереження (Марінтрафік дає сигнал в Херсоні, Шіппінг Експлорер на Каспії, останнє – правда), або наші найкращі друзі граються в свої хакерські ігри (нещодавно американці показали, як вони спотворюють сигнал AIS в Азовському та Чорному морях)». А 13 апреля 2019 года по этому факту высказался руководитель Морской администрации Украины Дмитрий Петренко, который отметил: «Сразу после получения информации о якобы пребывании российского танкера «Язь» в акватории Херсонского морского порта капитаном Херсонского морского порта совместно с представителями Госпогранслужбы Украины проведен осмотр причалов, у которых, согласно полученным с сети интернет данных, могло находиться судно. По результатам проведенного осмотра, информация о пребывании танкера «Язь» (флаг – Российская Федерация) в акватории порта не подтвердилась. Информация о пребывании указанного судна в акватории Херсонского морского порта и в целом в Бугско-Днепровском регионе в соответствующих службах регулирования движения судов ГП «Администрация морских портов Украины» также отсутствует. Учитывая изложенное, информация не соответствует действительности». Дмитрий Петренко также добавил, что Морская администрация принимает исчерпывающие меры по обеспечению осуществления государственного надзора и контроля за безопасностью на морском и речном транспорте, в том числе через капитанов морских портов Морской администрации. Ни одно судно не может пройти через акваторию любого морского порта незамеченным благодаря слаженной работе всех субъектов, выполняющих функции государства в морских портах Украины.

Дезориентация в сфере навигации судов может представлять серьезную опасность. Ложные сигналы дают возможность изменить курс судна и направить его в территориальные воды другой страны, причем как с целью создания напряжения на международной арене, так и с целью захвата груза или экипажа. Искажение сигналов GPS является не только российской практикой, эти методы используют и другие страны, дезориентируя навигацию вблизи стратегически важных объектов. Однако, по заключению экспертов, в поведении РФ есть важные отличия: Россия никого не предупреждает деятельности по дезориентации GPS, а сама дезориентация затрагивает гораздо более широкий круг лиц за пределами стратегического объекта. Кроме того, искажая сигналы в системе навигации, РФ нарушает правила Международного союза связи, членом которого является. В правилах сказано, что страны-участницы не будут отправлять неверные сигналы намеренно. Фонд устойчивой навигации и синхронизации уже обратился к к правительству США с предложением разработать более совершенную систему, которая позволяла бы обнаружить ложные сигналы и предупреждать моряков о сбоях GPS по всему миру.