В Южной Корее нашли российский крейсер, затопленный 113 лет назад

0
704
Обломки «Дмитрия Донского»
Фото: Shinil Group

В территориальных водах Южной Кореи найден российский военный корабль «Дмитрий Донской», который был затоплен 113 лет назад в ходе русско-японской войны. Южнокорейские СМИ обсуждают вероятность нахождения в трюмах судна золотых слитков. Министерство морского хозяйства и рыболовства страны заявляет о нарушениях, которые допустила компания Shinil Group при проведении поисковых работ.

О том, что на дне Японского моря у побережья южнокорейского острова Уллындо (бывший Дажелет) найдены останки затонувшего в 1905 году броненосного океанского крейсера, стало известно 17 июля 2018 года. Специалисты южнокорейской компании Shinil Group сообщили, что обломки «Дмитрия Донского» лежат на расстоянии в 0,7 морских миль от берега, на глубине 434 метра. Корпус судна частично разрушен: практически не сохранилась корма, но хорошо просматриваются борта и палубы. Shinil Group заявила о намерении поднять корабль на поверхность, что моментально вызвало резонанс в СМИ: некоторые исследователи полагают, что в трюмах крейсера может храниться золотой запас весом около 200 тонн на сумму примерно в $133,4 млрд. Золотые слитки якобы предназначались для выплаты зарплаты экипажам кораблей Тихоокеанского флота и прочих финансовых операций, связанных с эксплуатацией военных кораблей. Есть и иная точка зрения: держать столь ценный груз на военном крейсере было слишком опрометчиво, да и не имело никакого смысла, учитывая, что гораздо безопаснее было переправить золотой запас по железной дороге до Владивостока.

Между тем, Министерство морского хозяйства и рыболовства Республики Корея заявило, что Shinil Group не подала правительству страны заявку о поиске корабля. Дело в том, что, согласно действующему законодательству, подобные работы можно проводить только после подачи в Управление морского хозяйства (в данном случае – в администрацию порта Пхокан, которой территориально подконтрольно место находки) пакета документов и уплаты депозита в размере не менее 10% стоимости объекта поисков. Возникают вопросы и по самой компании. Согласно данным южнокорейского ресурса Chosun Biz, Shinil Group была основана в июне 2018 года, и ее уставный капитал составляет всего $88.998. В компании утверждают, что Shinil Group является преемницей корпорации Shinil, созданной в 1957 год, и обещают в ближайшее время организовать пресс-конференцию, на которой желающие смогут получить ответы на все интересующие их вопросы.

Крейсер «Дмитрий Донской»
Фото: Hulton Archive

Стоит отметить, что это не первая попытка подготовить операцию по подъему «Дмитрия Донского» со дна моря. В конце 90-х – начале 2000-х поисками судна при финансовой поддержке строительной компании Dong Ah Construction занимался южнокорейский Институт океанографии. Тогда же широкой общественности были представлены фото и видео затонувшего корабля, включая снимки главной палубы, орудий, судового якоря и поврежденного рулевого механизма. Однако в 2001-м году Сеульский районный суд объявил Dong Ah Construction банкротом, и все работы по подготовке к подъему «Дмитрия Донского» были прекращены.

Крейсер «Дмитрий Донской» был спущен на воду в 1883 году, а в строй вошел осенью 1885 года. Со временем, в силу устаревшей конструкции двигателя и несовременной бортовой артиллерии, был отправлен в резерв. К началу русско-японской войны корабль был выведен из резерва и задействован в операциях 2-й Тихоокеанской эскадры. 14 мая 1905 года в составе колонны крейсеров принял бой в Корейском проливе (Цусимское сражение), в ходе которого прикрывал временно лишившийся управления крейсер «Аврора» от японских артиллерийских снарядов. В ночь на 15 мая вместе с миноносцами «Бедовый» и «Грозный» направился на Владивосток. Утром 15 мая у острова Дажелет крейсеры нагнали миноносец «Буйный», машины которого были повреждены, а на борту, помимо экипажа, находились моряки с броненосца «Ослябя». «Бедовый» и «Грозный», взяв на борт часть людей, продолжили путь на Владивосток. Оставшиеся люди были пересажены на крейсер «Дмитрий Донской», после чего «Буйный» был затоплен. Операция по пересадке людей длилась пять часов, время было упущено, и во второй половине дня 15 мая «Дмитрий Донской» был взят в «клещи» десятью японскими судами (4 миноносца и 6 быстроходных крейсеров). «Дмитрий Донской» отказался сдаться и начал отстреливаться, два вражеских судна были повреждены, но и сам крейсер получил серьезные повреждения. Множество пробоин, через которые поступала забортная вода, и сбитая задняя труба, в результате чего уменьшилась тяга и снизилась скорость, не дали судну шансов на спасение. Находившиеся на «Дмитрии Донском» люди в ночь на 16 мая были высажены на берег острова, после чего старший офицер крейсера отвел его от берега и открыл кингстоны.