Форум обратной связи, или Как поговорить с проектировщиком вашего судна

0
1299
Фото: imgkid

Когда инженеры проектируют судовое оборудование, они учитывают множество факторов: экономию энергии, экологическую безопасность, последний писк судостроительной моды. Единственное, чего они не учитывают, это пожелания моряков, которым предстоит в итоге работать с этой техникой. А как было бы хорошо, если бы конструкторы судовых механизмов поинтересовались у конечного пользователя, удобны ли эти механизмы в работе. Не надо ли что исправить, отладить?

Для этого Морской институт и Международный комитет по морской связи (CIRM) и запустили совместную инициативу по повышению удобства работы и простоты использования навигационных и коммуникационных технологий на борту судов. Задача акции – помочь распространить в судостроении новый, человеко-ориентированный дизайн (HCD) судов. Это одна из ключевых целей стратегии e-Navigation Международной морской организации (IMO).

«Я знаю много моряков, которые хотят сказать пару слов проектировщикам своих судов, – отмечает Дэвид Патрайко, проектный директор Морского института. – Но они понятия не имеют, как связаться с разработчиками, и не уверены, что их мнение будет услышано. Так вот, теперь точно будет».

Чтобы морякам было, где поделиться впечатлениями от эксплуатации судового оборудования, CIRM организовал Форум обратной связи для пользователей (http://cirm.org/services/cuff.html). Там моряки и заинтересованные производители будут собираться для обсуждения технических проблем и неудобств, возникающих в процессе работы на судне. О создании форума было объявлено на шестой Международной рабочей конференции e-Navigation, прошедшей со 2 по 4 февраля этого года на борту парома Pearl Seaways, шедшего из Копенгагена в Осло.

Морской институт призывает моряков со всего мира регистрироваться на форуме в качестве потенциальных бета-тестировщиков для технических и исследовательских проектов фирм-участников CIRM. Для моряков регистрация бесплатна и абсолютно конфиденциальна по отношению к фирмам-производителям. К участию в жизни форума приглашаются также морские тренировочные центры, которые прямо там могут договариваться с производителями судового оборудования об испытаниях продукции.

«Когда моряки начинают работать с инновационным оборудованием, многое в нём кажется им неудобным, – комментирует ситуацию Ричард Догерти, старший технический директор CIRM. – Они восклицают «Да кто это придумал?!» и «Они что, специально?!». Теперь им есть, где задать эти вопросы и получить на них ответы. Большая часть неудобств исчезает сама собой, когда моряк привыкает к новому оборудованию. Но есть и такие недостатки, которые не рассасываются, и продолжают мешать нормальной работе. Наша цель – свести их количество к нулю».

Похоже, Форум обратной связи – это реальный шанс для моряков познакомиться с конструкцией судов, которые только разрабатываются, и как-то на неё повлиять. Для инструкторов и курсантов тренировочных центров это возможность ознакомиться с оборудованием, которое слишком дорого стоит, чтобы купить его для тренировочной базы. Морской институт также планирует размещать в открытом доступе отчёты об испытаниях инновационной техники. Эта небывалая даже по современным меркам гласность грозит вывести судостроение на новый уровень.

Видимо, в CIRM намерены действовать согласно букве и духу Руководства по внедрению человеко-ориентированного дизайна (HCD Guidelines), выпущенного IMO в рамках стратегии e-Navigation. В руководстве чёрным по белому прописано, что главный заказчик и критик любой техники – это её конечный пользователь. К новой инициативе также приложили руку активисты проекта CyClaDes, который поддерживает человеческую составляющую в судоходстве и оптимизирует её работу (www.cyclades-project.eu). Что ж, остаётся зарегистрироваться на форуме, и посмотреть, оправдает ли себя новое начинание.