ETF и ECSA выступили в защиту капитана Prestige, приговорённого к двум годам тюрьмы

0
1132
Капитан танкера Prestige Апостолос Мангорас
Капитан Апостолос Мангорас / Фото: EFE

Европейская федерация транспортных рабочих (ETF) совместно с Ассоциацией судовладельцев Европейского союза (ECSA) выступила против приговора, вынесенного греку Апостолосу Мангорасу, бывшему капитану танкера Prestige.

Танкер Prestige затонул у атлантического берега Испании в ноябре 2002 года. 13 ноября судно встретилось с ожесточённым штормом в Бискайском заливе. Корпус танкера треснул, и сквозь щель длиной в 35 м начал вытекать мазут. Ни один испанский или португальский порт не принял судно, ставшее носителем экологической катастрофы.

В итоге Prestige отбуксировали в открытое море, где неделю спустя он разломился пополам и затонул. За эту неделю в океан попало более 75.000 м³ нефти, которая нанесла непоправимый ущерб флоре, фауне, рыболовному промыслу и туристическому бизнесу. Нефтяное пятно на поверхности моря расползлось на тысячи миль. Крушение Prestige было признано самой крупной экологической катастрофой в истории Западной Европы, ущерб от которой превысил $4,5 млрд.

Расследование причин катастрофы длилось восемь лет, ещё несколько лет ушло на подготовку судебного процесса. В январе этого года Верховный суд Испании приговорил капитана Мангораса к двум годам тюремного заключения, поскольку именно его неосторожность, по мнению суда, привела к гибели судна. Это повторный приговор, который отменяет действие предыдущего, вынесенного областным судом провинции Галисия в Ла-Корунье в 2013 году. Первый приговор освобождал капитана и старшего механика от криминальной ответственности по делу Prestige.

ETF и ECSA вполне устраивал как раз первоначальный вариант. Обе организации выступают против привлечения моряков к уголовной ответственности в подобных случаях. Их представители готовы отправиться в Грецию, где сейчас находится Мангорас, чтобы оказать ему публичную поддержку. В ETF и ECSA полагают, что четырнадцати лет судебного преследования с лихвой хватило, чтобы наказать капитана за любую неосторожность, если таковая была допущена.

Областной суд Галисии в Ла-Корунье признал Мангораса невиновным на том основании, что капитан сделал всё возможное для спасения танкера, действуя при этом исключительно ответственно и профессионально. Капитан и старший механик оставались на судне после эвакуации экипажа, зная, что танкер не будет допущен ни в один порт и в любой момент может пойти ко дну. Ситуацию ухудшали исключительно неблагоприятные погодные условия, с которыми судно 1975-го года постройки справлялось с трудом даже будучи целым.

ETF и ECSA считают, что несправедливо обвинять капитана, который был вынужден подчиняться местным властям, закрывшим аварийному судну доступ в порты. В том, что из танкера сутками вытекала нефть, виновато Морское управление Испании, бросившее Prestige посреди Биская несмотря на очевидную угрозу для окружающей среды. Но никто из чиновников, отдававших соответствующие приказы, не подвергся судебному преследованию, равно как и либерийский судовладелец Mare Shipping или греческая компания-оператор Universe Maritime.

Обе организации полагают, что моряков слишком часто делают козлами отпущения при расследовании катастроф на море: для капитана Мангораса прокуратура изначально требовала 12 лет заключения. Это, в частности, снижает привлекательность морской профессии в глазах подрастающего поколения, которое ETF и ECSA всеми силами стараются привлечь в индустрию.

В конце концов, напоминают представители организаций, существуют специальные акты, защищающие моряков от подобного произвола. Например, Руководство по справедливому обращению с моряками в случае происшествий на море, выпущенное в июне 2006 года Международной морской организацией (IMO) и Международной организацией труда (ILO). Существует также недавнее Оперативное руководство для портов-убежищ, действующее в Евросоюзе с ноября прошлого года. Последнее было выпущено как раз для предотвращения ошибок, допущенных при крушении Prestige.

На прошлой неделе к критике приговора Верховного суда Испании присоединилась Международная палата судоходства (ICS). На собрании Международного фонда компенсации ущерба от загрязнения нефтью (IOPCF) представители ICS выразили надежду, что суд пересмотрит приговор и не станет отправлять в тюрьму капитана Мангораса, которому уже перевалило за 80. В противном случае международные организации поставят ребром вопрос о непредвзятости действий суда.