Результаты ShipArc 2015: Арктика остудила пыл бизнесменов

0
1488
Фото: IMO

С 25 по 27 августа этого года в Мальмё, Швеция, прошла Конференция по вопросам безопасного и устойчивого судоходства в условиях меняющейся окружающей среды в Арктике – ShipArc 2015. Организаторами мероприятия стали Международная морская организация (IMO), Всемирный морской университет (WMU) и рабочая группа Арктического Совета по защите арктической морской среды (PAME). Конференция собрала более 300 участников из 75 стран мира.

На повестку дня был вынесен Полярный кодекс, утверждённый IMO в мае этого года и вступающий вступить в силу с 1 января 2017 года. Кодекс вводит новые стандарты постройки и эксплуатации судов, курсирующих в арктических водах, и ужесточает требования к сбросу отходов и вредных веществ за борт. Среди других вопросов, затронутых на конференции, самую бурную дискуссию вызвали планы развития коммерческого судоходства в Арктике, вопрос добычи полезных ископаемых в северных широтах и проекты научно-исследовательской деятельности в регионе.

Несколько лет назад, из-за повышения цен на нефть и стремительного таяния арктических льдов, производители сырья были уверены, что полезные ископаемые из Арктики – хорошая энергетическая альтернатива. Одновременно судоходные компании рассматривали «подтаявшие» северные маршруты в качестве удобных коротких торговых путей между Тихим и Атлантическим океанами. Однако цены на сырьё быстро пришли в норму – теперь даже Shell, которая всё ещё мечтает о северной нефти под громкие протесты экологов, выглядит старомодной в своих притязаниях. Судоходный трафик по Северному морскому пути тоже в последнее время замер.

Не то чтобы нефтепромышленники и судовладельцы потеряли интерес к Арктике. Скорее, дело в другом: для того, чтобы оценить всю сложность работы в северных широтах, нужно было прийти и посмотреть. Посмотрев, компании увидели несуществующую инфраструктуру, малоинформативные карты местности, отсутствие навигационной поддержки, затруднённые коммуникации и долгое, долгое ожидание отклика от спасательных служб в случае чрезвычайной ситуации.

Ещё пару лет назад воодушевлённые бизнесмены считали, что Арктика требует лишь более прочных и мощных судов, «по-зимнему» оборудованных, и поэтому недешёвых. Теперь все убедились, что для работы в северных широтах нужен, прежде всего, многолетний опыт, который реально есть только у Канады, Норвегии и России. Но они не торопятся им делиться, и вообще склонны косо смотреть на чужаков, зашедших в ледовитые воды.

Кто действительно выиграет от того, что бизнесмены спасовали перед трудностями, так это местное население. Пустынное арктическое побережье населяет горстка людей, но эти люди – хранители глубоко традиционного уклада жизни и носители исчезающих обычаев. Промышленная гонка прямо у порога жилища, сложенного из кусков льда, вряд ли пойдёт им на пользу. Самое забавное, что именно коренное население лучше всех знает Арктику, и его помощь не раз выручала пострадавших людей там, где были бессильны спасательные службы.

Общее мнение, сложившееся в ходе ShipArc 2015, сводится к тому, что для покорения Арктики необходимо международное сотрудничество. Но сейчас оно вряд ли возможно: отношения между Россией и её западными соседями по ледовитому бассейну натянуты, как никогда за последние тридцать лет. Впрочем, даже если не принимать в расчёт Россию – США и Канада, ближайшие друзья и соседи, никак не могут прийти к согласию в вопросе спорных границ и свободного прохождения по территориальным водам друг друга.

Норвежец Оде Борч, профессор Университета Нурланда, в своём докладе на конференции настаивал, что только обобщённый опыт и совместные усилия всех арктических держав смогут обеспечить безопасное судоходство в северных широтах. Профессор Борч несколько лет разрабатывал для Арктики эффективную спасательную систему, исходя только из ресурсов Норвегии. Недавно учёный был вынужден признать свой проект несостоятельным – представленный им на конференции анализ наглядно показывает, что Север не потерпит одиночек.

Кто по-настоящему рад международному напряжению, мешающему взять Арктику под контроль, так это экологи. Им и так хватает неприятностей с пластиковыми отходами, которые попадают в ледовитые воды из Атлантики вместе с течениями. Активисты Greenpeace не для того перекрывают своими телами путь судам Shell, чтобы к этой проблеме добавились разливы нефти. От судов, допущенных в Арктику, защитники природы требуют перехода на замкнутый цикл, то есть отсутствия каких бы то ни было выбросов вообще.

В завершение ShipArc 2015 один из гостей конференции пошутил, что арктическую программу впору приравнивать к космической – масштаб трудностей и разобщённость участников совпадают. Кто-то из экологического блока подхватил, что планета защищает льдами последние нетронутые территории, и правильно делает. Но северные льды тают – это означает, что в будущем мы ещё не раз услышим о проблемах Арктики.