Новое Руководство от ICS – все торговые суда станут спасательными

Миграционный кризис в Средиземном море привёл к пересмотру действующих положений о спасении на море для торговых судов. Теперь у гражданских мореплавателей есть инструкция, как вытаскивать из воды беженцев.

1
1515
Фото: telegraaf

Мировое морское сообщество пересмотрело и дополнило Руководство по масштабным спасательным операциям на море, принятое Международной палатой судоходства (ICS) в 2014 году. Причина внесения изменений – кризисная ситуация с нелегальной миграцией, сложившаяся в Средиземном море.

В последние годы поток беженцев из стран Африки, пытающихся достичь берегов Европы, значительно усилился. Мигранты пересекают Средиземное море на переполненных судах, часто находящихся в аварийном состоянии. Отсюда высокий процент катастроф, и, как следствие, большое количество жертв. Береговые службы Италии и Франции проводят спасательные операции, но зачастую беженцев вытаскивают из воды проходящие мимо торговые суда. За весь период гражданскими моряками было спасено более 50.000 мигрантов. Новые положения Руководства учитывают накопленный таким образом опыт и могут быть использованы не только в Средиземном море, но и в водах Юго-Восточной Азии, тоже столкнувшейся с проблемой нелегальной миграции.

В Руководстве содержатся инструкции по размещению большого количества людей на судне, не предназначенном для пассажирских перевозок. Отдельные положения посвящены медицинской помощи и санитарным нормам. Руководство даёт советы морякам, как управлять судном, вовлечённым в спасательную операцию, и как снизить риск для собственной жизни, занимаясь спасением жизней мигрантов. Некоторые положения представляют собой многоязыковой комментарий, который должен облегчить общение со спасёнными выходцами из Африки и Среднего Востока.

Предыдущую версию руководства помимо ICS поддерживали Международная морская организация (IMO) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR). Теперь документ получил поддержку ещё целого ряда морских организаций, среди которых Ассоциация судовладельцев европейского сообщества (ECSA), Форум азиатских судовладельцев (ASF), Международная федерация транспортных рабочих (ITF), Европейская федерация транспортных рабочих (ETF), Международная ассоциация владельцев сухогрузных судов (Intercargo), Междунарождная ассоциация независимых владельцев танкеров (Intertanko) и Международная ассоциация судовых менеджеров (InterManager).

Авторы Руководства подчёркивают, что документ не имеет такой высокой степени обязательности, как, например, директивы, направленные против пиратства. Судовые менеджеры могут сами решать, насколько уместно использовать его положения в той или иной ситуации. Кроме того, новые предписания не обозначают, что гражданским судам придётся взять на себя обязанности, которые должны выполнять государственные спасательные службы. Наоборот, Руководство подчёркивает важность соблюдения морскими державами международного законодательства о спасении на море.

Питер Хинчлиф, генеральный секретарь ICS / Фото: shipmanagementinternational
Питер Хинчлиф, генеральный секретарь ICS / Фото: shipmanagementinternational

«Мы продолжаем оказывать давление на правительства прибрежных стран, чтобы они делали всё от них зависящее для преодоления миграционного кризиса, – утверждает генеральный секретарь ICS Питер Хинчлиф. – Бездействие с их стороны было и будет непростительным. Но проблема уже разрослась до таких масштабов, что любая помощь окажется кстати. Логично обратиться за этой помощью к самой мощной силе на море – торговому флоту».