Затонувшие у берегов Австралии суда: парусники XIX века

Останки затонувших судов
Фото: Australian Transport Safety Bureau

Останки затонувших судов, найденные у западного побережья Австралии в 2015 году, принадлежат парусникам XIX века, перевозившим уголь. К таким выводам пришли эксперты Музея Западной Австралии. Суда лежат на глубине 3.700-3.900 метров, в 22 мор. милях друг от друга, на расстоянии примерно в 1.241 мор. милю от берега.

Находка была сделана в процессе поиска «Боинга» MH370, который исчез с радаров 8 марта 2014 года, когда находился в небе над Индийским океаном. Австралийское бюро по безопасности на транспорте (ATSB) обратилось в Музей Западной Австралии с просьбой проанализировать данные сонара и видеокадры, отснятые поисковыми судами Fugro Equator и Havilah Harmony в мае и декабре 2015 года. Анализ проводил куратор отдела Морской археологии Музея Росс Андерсон. «Мы использовали комбинацию всех данных, предоставленных ATSB, исторические исследования и морские археологические исследования, и установили, что оба затонувших судна были торговыми парусными судами XIX века, которые перевозили грузы угля. Одно из этих судов деревянное, корпус другого выполнен из металла», – прокомментировал доктор Андерсон.

csm flag

Деревянный парусник мог весить от 225 до 800 тонн; фрагментов корпуса на месте его крушения не обнаружено, удалось идентифицировать лишь некоторые металлические детали, такие как фитинги и крепежные детали мачт и рангоута, а также остатки груза угля, рассыпанные по дну. Также удалось найти большой прямоугольный металлический резервуар длиной 6 метров, который был идентифицирован как судовая цистерна для воды. «Все говорит о том, что это судно затонуло в результате катастрофы, вероятнее всего, взрыва, что в то время было обычным явлением при перевозке угольных грузов», – говорит Росс Андерсон. Чаще всего взрывы становились следствием самовозгорания угля из-за перегрева либо воспламенения метанового газа, который накапливался в подпалубных помещениях и емкостях. Металлический корпус второго затонувшего судна сохранился лучше. Парусник предположительно весил от 1.000 до 1.500 тонн, и ученым удалось хорошо рассмотреть и его носовую, и кормовую части.

Останки затонувших судов
Фото: Australian Transport Safety Bureau

«Исследование истории всех торговых судов XIX века, исчезнувших в международных водах, является неполным, поэтому мы не можем окончательно определить точные названия этих двух парусников», – отметил доктор Андерсон. На основании имеющейся у них информации ученые сделали вывод: деревянным парусником могло быть двухмачтовое судно W. Gordon, пропавшее в 1876 году по пути из Глазго (Шотландия) в Аделаиду (Австралия), либо судно Magdala, пропавшее во время перехода из Уэльса в Индонезию в 1882 году. Второй парусник мог быть судном West Ridge, которое пропало в 1883 году по пути из Британии в Индию, парусником Kooringa (исчез в 1894 году) либо судном Lake Ontario, которое пропало в 1897 году.

На обоих судах, вероятно, были экипажи от 15 до 30 человек. А поскольку в те времена капитаны могли брать в международные рейсы членов своих семей, то на обоих судах могли быть пассажиры, а также неучтенный груз. Находка позволит ученым тщательнее изучить торговые маршруты грузовых судов между Европой, Северной Америкой, Австралией, Новой Зеландией, Индией, Юго-Восточной Азией, Китаем и Японией.

Пропавший в марте 2014 года «Боинг» совершал перелет из Куала-Лумпура в Пекин. На борту самолета было 239 пассажиров. Поиски, продолжавшиеся в течение почти трех лет, не принесли результатов. В январе 2017 года поиски были приостановлены, и вновь возобновились через год, в январе 2018. Власти Малайзии договорились с компанией Ocean Infinity из США о работе по принципу «нет результата – нет вознаграждения».