Духовное лидерство как модель коммуникации между моряками

Танкер
Фото: Rusdi Sembak

Индия представит на рассмотрение Международной морской организации (IMO) инициативу по внедрению практики «духовного лидерства» как одного из предметов обучения в профильных морских вузах. Философское мировоззрение авторы программы рассматривают как инструмент борьбы со стрессовыми ситуациями, которым подвержены моряки.

В судоходной отрасли сегодня работают носители разных языков и культур, представители многих стран и национальностей. Несовместимость членов экипажа друг с другом представляет серьезную проблему для безопасной эксплуатации судов. Нервное напряжение, ощущение изоляции от мира, злоупотребление алкоголем, непродуманная работа с кадетами – все это приводит к чрезмерной усталости, провоцирует моряков совершать преступные действия, влечет за собой самоубийства. Ситуация негативно сказывается на положении дел в судоходстве. «Морская индустрия требует от судов и экипажей высокой производительности, – считает директор Института морских исследований Саундры Маниш Джа. – И подготовка моряков должна учитывать потребности отрасли».

csm flag

Философский подход, по мнению разработчиков проекта, может улучшить отношения между членами экипажа и повысить производительность. «Пришло время объединить духовное и материальное, – отметил основатель Director General Shipping Дипак Шетти, презентуя написанную индийским капитаном Аджаем Ачутаном книгу «Модель компетенции лидерства». – При этом нужно делать главный акцент на человеческой доброте». В книге доступным языком рассказывается о подходе, основанном на древней индийской философии Ахам Брахмасми. Как правило, одной из главных причин, приводящих к чрезвычайным происшествиям на море, становится отсутствие командного духа. «Анализ инцидентов (несчастные случаи и аварии) показал, что высокий их процент связан с отсутствием эффективного лидерства, управления и мотивации», – пишет автор книги. Еще одна характерная особенность работы на судах – вертикальная иерархическая власть, что нередко приводит к личным конфликтам между членами экипажа и снижает производительность команды. Отстаивая принятие «философского мировоззрения» как средства борьбы со стрессовыми ситуациями, Шетти сказал, что это «не противоречит общему вектору развития и роста» в судоходстве. «Философское мировоззрение может стать очень надежным дополнительным инструментом», – сказал он.

Для того чтобы реализовать проект Director General Shipping, необходимо действовать в рамках международных конвенций, принятых IMO, в частности, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW-78/95). STCW-78/95 c дополнительными поправками от 1997, 1999 гг. в 2010 года речь идет в том числе и о таких навыках, как способность к обучению, тогда как раньше оценивалась только профессиональная компетентность моряка.

С идеей индийских разработчиков перекликается модельный курс IMO 1.39 «Навыки лидерства и работы в команде» (Leadership and Teamwork), направленный на развитие лидерских качеств. Специалисты считают, что необходимо убедить IMO если не создать еще один курс, то, по крайней мере, включить «Духовное лидерство» как отдельную главу в программу уже существующего курса.