Киты продолжают гибнуть под килем грузовых судов

В ходе ряда конференций в Шри-Ланке, международное общество «Друг моря» призвало судовладельцев принять меры по спасению китов, гибнущих от столкновения с судами. Также была рассмотрена проблема шумового фона в океане.

1
763
Фото: Souffleurs d’Ecume

Международное сертификационное общество «Друг моря» (FOS) и Всемирный совет судоходства (WSC) продолжают работу над проблемой столкновений торговых судов с китами, в результате которых млекопитающие гибнут на месте или, тяжело раненные, выбрасываются на мель. В Шри-Ланке прошли конференции, в ходе которых директор FOS доктор Паоло Брай описал ситуацию как угрожающую: количество убитых китов постоянно растёт.

Шри-Ланка была выбрана для конференций не случайно: её южное побережье граничит с тем участком Индийского океана, где проблема проявилась заметнее всего. Этот район – важная часть ареала карликовых синих китов и их родственников, где они питаются и размножаются тысячелетиями. И этот же район отличается крайне интенсивным судовым трафиком: за месяц здесь проходит более 5.000 торговых судов. В результате карликовые синие киты, достигающие в длину не более 25 м, сталкиваются с судами длиной до 300 м. Погибших китов находят дрейфующими по волнам или выброшенными на берег, со следами удара на теле. Доктор Брай уверяет, что в год гибнет от 50 до 100 млекопитающих. С учётом размера популяции карликовых синих китов, это может привести к их полному исчезновению. Напоминаем, что у китов отсутствует поведенческий механизм, позволяющий им уклоняться от судов.

Основное требование FOS к Совету и десятке мировых лидеров судоходства – ввести ограничение скорости в регионе до 10 узлов и перенести маршруты на 15 миль к югу, создав район, которого следует избегать. Вице-президент WSC Брайан Вуд-Томас пообещал обсудить с компаниями меры, которые могут быть предприняты, и обратиться к правительству Шри-Ланки, чтобы узнать его мнение о ситуации. Тем временем FOS готовит новые стандарты для производителей морепродуктов, имеющих сертификат «Друг моря». В этих стандартах будет оговорено предпочтительное отношение к судоходным компаниям, согласным предотвращать гибель китов.

На повестку дня была вынесена также проблема шумового фона, которую создаёт торговый флот. Для крупных морских млекопитающих звуковые волны являются главным источником информации о мире, а слух – основным органом восприятия. Загрязнение аудиофона «ослепляет» китов, мешая полноценно общаться, питаться и размножаться. Если проблема эхолокаторов на военных кораблях и субмаринах, из-за звуков которых киты выбрасываются на сушу, может быть решена точечно, то вопрос постоянного шума торгового флота пока что не имеет решения. Шумовое загрязнение растёт пропорционально увеличению флота: за вторую половину ХХ века оно выросло на 15 децибелов по всему Мировому океану. Самыми шумными районами считаются северные воды Тихого океана и Атлантики, а также акватория Индонезии.

«А ведь есть ещё проблема сброса в океан вредоносных веществ и проблема изменения климата, – напоминает доктор Брай. – И все они сказываются на китах. Но главное сейчас – чтобы суда перестали их «сбивать», как автомобили кошек. В водах Канады и США мы уже добились определённых результатов. Теперь важно распространить эту инициативу по всему миру».

1 КОММЕНТАРИЙ