Незваные гости на судах: что морякам делать с безбилетниками?

1
2035
Фото: nytimes

Проблема безбилетных пассажиров, которые прокрадываются на совсем не пассажирские суда, была актуальна для судоходства во все времена. Недавно New York Times рассказала историю двух «зайцев» из Южной Африки, которые проскользнули на борт греческого рефрижераторного судна. Безбилетники проигнорировали плохую репутацию судна, или просто не знали о ней. Обнаружив «зайцев», экипаж высадил их на импровизированный плот посреди океана. В живых остался только один из двух беженцев.

Нелегальные мигранты отлично понимают, на какой риск идут, незаконно проникая на судно. Но большинство из них бедны и отчаянно стремятся покинуть свою страну. Всё, что им остаётся – уповать на милосердие экипажа. Однако моряки редко склонны проявлять чрезмерную доброту к нелегалам. На то есть причины: «зайца» довольно дорого содержать на борту, и ещё дороже – вернуть потом на родину. Поскольку у безбилетников обычно нет нужных документов, большинство портов попросту запрещает им сходить на сушу, и пребывание беженцев на борту затягивается. «Шли как-то из Африки, – рассказывает украинский моряк, – на пятый день слышим какой-то стук в трюме. Смотрим – три человека, стучатся, чтобы выпустили, потому что пить-есть надо. Как они там пять дней без еды сидели, не знаю. Накормили, конечно. Возили потом с собой чуть ли не по всему миру, пока снова не зашли в их порт. Бесплатный круиз у ребят получился».

Большинство судовых операторов настаивает на гуманном обращении с нелегальными пассажирами. На борту судна «зайцы» получают питание, имеют доступ к душу. Заставлять их работать запрещено, они должны быть заперты в специальном помещении, по возможности раздельно. Команда обязана обеспечить круглосуточный надзор за нелегалами, чтобы они не могли сбежать. Понятно, что в экипаже нет незанятых моряков, которые могли бы выполнять роль стражей, а на судне нет помещений, которые могли бы послужить тюрьмой. Доходит до того, что некоторые судовладельцы, смирившись с потоком беженцев, покупают специальные контейнерные отсеки для содержания «зайцев».

Затраты на беженцев на борту меркнут в сравнении с суммами, которые судовладелец тратит на их репатриацию. Большая часть компаний включает пункт о нелегалах в свой страховой договор, чтобы покрыть расходы. Клуб взаимного страхования GARD подсчитал, что репатриация каждого «зайца» обходится в $22.000 страховых выплат. К этому добавляется нестрахуемый минимум, и в результате судовладельцу приходится тратить на одного беженца до $100.000. Пока длится процедура оформления документов, «зайцы» остаются на борту судна. Они должны быть доставлены на родину в сопровождении двух представителей служб безопасности на одного нелегала – ещё одна статья расходов для судовладельца.

Некоторые происшествия, связанные с нелегальными пассажирами, откровенно забавны. К примеру, в июне 2012 года экипаж контейнеровоза Ville D’Aquarius услышал подозрительный стук из контейнеров. Судно как раз шло из Азии, поэтому первая мысль была о безбилетниках. Пока моряки стучали и кричали в ответ, пытаясь определить, из какого именно контейнера раздаётся шум, стук постепенно стих. Представив несчастных беженцев, которые совсем рядом умирают от жажды, экипаж поднял переполох в ближайшем порту. Новость разнеслась быстро, и, пока береговая охрана просвечивала груз рентгеном, все передовицы мира успели написать, что «Шестьдесят пакистанских беженцев найдены в контейнерах». Но рентген не обнаружил в контейнерах людей. Таможенный контроль развёл руками и сказал в утешение экипажу, что необычные звуки на контейнеровозе, особенно в открытом море, – это нормально.

Помимо забавных случаев случаются настоящие трагедии. В 1992 году девять беженцев из Западной Африки пробрались на борт грузового судна MC Ruby. Когда восемь из девяти нелегалов были обнаружены, украинские моряки, преимущественно составлявшие экипаж судна, избили их железными прутами, расстреляли и сбросили в Атлантический океан. Об этом сообщил французским спецслужбам единственный выживший мигрант, сумевший остаться незамеченным и ускользнувший с судна в Гавре. Суд в Руане приговорил капитана Владимира Ильницкого и старшего помощника Валерия Артеменко к 30 годам заключения, остальных участников расстрела – к 20. Поступок моряков нельзя оправдать, но мотив у них был: незадолго до этого экипаж другого судна, привёзшего из Африки во Францию нелегалов, был в полном составе уволен судовладельцем. Подобные санкции – ещё одна причина, почему моряки недолюбливают «зайцев».

Последние месяцы были насыщены сообщениями о попытках нелегальной миграции: в Харидже 68 беженцев были найдены в контейнерах, а миграционный кризис у берегов Италии закрепил за Средиземным морем название «большое кладбище». Международная морская организация (IMO) ведёт учёт таким происшествиям. В 2014 году было зафиксировано 140 инцидентов, в 2013 году – 203 случая. В 2008 году насчитали 494 эпизода, за год до этого – в семь раз меньше, через год – в два раза больше. Статистика вопроса непредсказуема, лишена отчётливых тенденций. Понятно одно – она не учитывает мигрантов, чья авантюра увенчалась успехом, а также тех, кто погиб в море.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. […] Считается, что незаконное проникновение безбилетного пассажира на судно произошло по недосмотру экипажа. Поскольку все расходы ложатся на владельца судна, тот, в свою очередь, распределяет их между моряками, «штрафуя» экипаж. И хотя большинство операторов настаивает на гуманном отношении к безбилетникам, на деле все далеко не всегда заканчивается хорошо. […]