«Попасть на деньги»: Шведский клуб назвал основные причины предъявления страховых претензий

0
1289
Происшествия на море
Фото: The Swedish P&I Club

Шведский клуб взаимного страхования опубликовал статистику происшествий на море, в связи с которыми клуб осуществлял выплаты последние пять лет. В отчёте названы самые распространённые причины предъявления страховых претензий.

Статистика была составлена в рамках общей стратегии предотвращения ошибок в рабочем процессе на судах. Клуб выделяет на развитие стратегии значительные средства, что оправдано средней стоимостью страховых претензий: около $80.000 в случае взаимного страхования судовладельцев (P&I) и до $500.000 в случае страхования судна и оборудования (H&M). Для выявления глубинных факторов риска на судах эксперты клуба использовали инновационную систему интерактивного анализа корневых причин (IRCA).

«Мы разработали специальную систему анализа, которая позволяет установить связь между, казалось бы, очень разными происшествиями на судне, которые, тем не менее, имеют одну и ту же причину, – поясняет Ларс Мальм, директор отдела стратегического бизнес-развития Шведского клуба. – Это самая серьёзная попытка классификации страховых претензий из всех нам известных. Некоторые из опубликованных нами советов могут показаться банальными, но если статистика акцентирует эти происшествия, значит, нельзя не принимать их всерьёз. А вообще, главное в этом деле – хорошо тренировать экипаж».

В большинстве своём страховые претензии связаны с неудовлетворительным состоянием груза после транспортировки. Клуб даёт несколько советов, как следует обращаться с грузом, чтобы он не пострадал. В число основных факторов его порчи попали следующие:

  • грузовые помещения на судне неудовлетворительно подготовлены к размещению груза;
  • у груза до погрузки имелись повреждения, которые не были вовремя замечены и усугубились во время транспортировки;
  • обращение с грузом на борту судна расходится с рекомендациями руководства по погрузке и перевозке;
  • грузовая документация составлена некорректно и не содержит сведений об опасных грузах;
  • экипаж игнорирует возможную течь в грузовом помещении;
  • судно сталкивается с плохими погодными условиями или превышает скорость, допустимую при этих условиях;
  • операции с грузом на борту выполняются некорректно;
  • судовое оборудование для работы с грузом находится в неудовлетворительном состоянии;
  • не получено разрешение на проведение некоторых видов работ, или его не придерживаются;
  • не проведена оценка рисков для данного конкретного вида груза.

Чтобы в зародыше задушить опасные факторы, страховой клуб советует:

  • неукоснительно придерживаться руководства по обращению с грузом и грузового плана;
  • проводить тщательный осмотр груза во время всех погрузочных операций, при необходимости брать образцы;
  • постоянно сверяться с Международным кодексом морской перевозки навалочных грузов (IMSBC) и Международным кодексом морской перевозки опасных грузов (IMDG);
  • прокладывать курс, по возможности избегая неблагоприятных погодных условий;
  • вести подробные записи о состоянии груза и операциях с ним на борту;
  • следовать официально одобренному плану погрузки/разгрузки;
  • проверять, нет ли на палубе и в других рабочих областях препятствий для движения груза.

Другая распространённая причина предъявления страховых требований – выход из строя судовых механизмов и систем. Он может быть обусловлен следующими факторами:

  • отсутствие у экипажа должной подготовки для работы с судовым оборудованием;
  • неудовлетворительное планирование рабочего процесса;
  • невыполнение распоряжений старшего по званию при работе с оборудованием;
  • незнание лимитов и особенностей использования той или иной технологии;
  • неправильное распределение работы в команде – привлечение к выполнению той или иной задачи члена экипажа, у которого отсутствует требуемая подготовка;
  • отсутствие бдительности у экипажа;
  • недостаточная коммуникация на судне;
  • привлечение к контрольному осмотру судна недостаточно квалифицированных экспертов.

Чтобы ни один из этих факторов не привёл к аварии, страховой клуб советует вот что:

  • экипаж должен придерживаться стратегии, которая содержит описание и указание местоположения оборудования на мостике;
  • во время важных операций на мостике должно находиться как можно большее количество офицеров, чтобы ошибка одного из них могла быть замечена и исправлена другими;
  • компаниям следует проверять наличие навигационной стратегии во время общих проверок;
  • на борту судов следует проводить занятия по управлению морскими кадрами, которые улучшат коммуникацию между членами экипажа;
  • необходимо повышать качество коммуникации, сокращая количество звеньев в коммуникативной цепочке, то есть передавать информацию через минимальное количество посредников.

Кроме того, во избежание неприятностей, которые могут обернуться страховыми претензиями, клуб советует оптимизировать топливный менеджмент и регулярно проверять состояние всех частей топливных систем, особое внимание уделяя сепараторам. В постоянных проверках также нуждается качество смазочных материалов. Образцы материалов следует как минимум каждые три месяца отсылать на берег для анализа.