Очередная авария в проливе Босфор: балкер врезался в набережную

0
1413

7 апреля 2018 года в проливе Босфор балкер Vitaspirit под мальтийским флагом врезался в стоящее на берегу здание. Пострадавших нет, судно было отбуксировано на рейд в Мраморном море до выяснения обстоятельств и причин аварии.

Инцидент произошел днем, на глазах у множества очевидцев, в районе моста султана Фатиха. На размещенном в сети видео видно, как находящиеся на набережной недалеко от особняка люди при приближении балкера к берегу разбегаются в разные стороны. Строение XIX века, особняк Хекимбаши Салих Эфенди, стоит на анатолийском берегу пролива и используется как арт-пространство для проведения выставок и торжественных мероприятий. В результате происшествия никто не пострадал, но второй и третий этажи особняка, стоимость которого составляет около $85 млн, были разрушены. Босфор был временно закрыт для транзита судов. Предварительные версии причин инцидента – выход из строя рулевого устройства или неполадки главного двигателя балкера. Vitaspirit, DWT=74.269, построен в 2001 году, принадлежит компании Odissey Navigation, управляется Vita Management. 225-метровое судно направлялось из Египта в Украину.

Очередная авария в Босфоре стала поводом вновь вернуться к активному обсуждению перспектив строительства Стамбульского канала. Водный путь длиной 45 км, глубинной 25 м и шириной от 250 до 1.000 м, который планируют проложить к 2023 году, свяжет Черное и Мраморное моря и позволит частично разгрузить пролив Босфор. Сегодня самыми крупными судами, проходящими через Босфор, являются суда класса Suezmax;  фарватер Стамбульского канала обеспечит возможность прохождения даже крупных судов, в частности, танкеров класса VLCC. Согласно проекту, Стамбульский канал пройдет по европейской части Стамбула, западнее Босфора, и начинаться он будет в районе аэропорта Ататюрк. Ориентировочная стоимость проекта – более $12 млрд.

Пролив Босфор является единственной водной транспортной артерией, связывающей черноморские порты Восточной Европы с Мраморным, Эгейским и Средиземным морями и открывающей судам путь к океанам.

Пролив считается одним из самых сложных с точки зрения трафика водных путей в мире. В 2016 году через пролив транзитом прошло 42.000 судов, в 2017 это число превысило 50.000. Причем по S-образному каналу, с его крутыми поворотами и меняющимися направлениями течений, проходят и танкеры, перевозящие легковоспламеняющиеся нефтепродукты. За последние 60 лет в Босфоре было зарегистрировано около 500 аварий. Так, в ноябре 1979 года в проливе столкнулись греческий сухогруз и румынский танкер, в результате чего погибло 42 человека. В 2003 году на мель в проливе село судно под флагом Грузии; это привело к разливу нефти (480 тонн). В 2015 году произошла авария, подобная последней: 106-метровый сухогруз под флагом Сьерра-Леоне Majed and Randy врезался в стоящий на набережной особняк 1860 года постройки.