Transparency International критикует работу IMO

0
567
Здание IMO
Фото: IMO

С 9 по 13 апреля в Лондоне, в штаб-квартире Международной морской организации (IMO), проходит 72-я сессия Комитета по защите морской среды (MEPC 72). Ожидается, что в ходе сессии будет принят Кодекс по одобрению систем обработки балластных вод. Всего на рассмотрение сессии представлено 108 документов по 17 пунктам повестки дня.

Особое внимание на сессии уделят вопросам предотвращения загрязнения окружающей среды и снижения выбросов в атмосферу парниковых газов с судов. В частности, обсуждения и доработки требует проект первоначальной Стратегии IMO по сокращению выбросов парниковых газов. Согласно докладу Европарламента, сегодня на международный судоходный сектор приходится около 2,5% глобальных выбросов парниковых газов. Если оставить процесс выбросов углекислого газа нерегулируемым, то к 2050 году объем его выбросов в атмосферу с судов составит 17%.

Неделей ранее в рамках заседания межсессионной рабочей группы представители неправительственной организации Transparency International рекомендовали IMO активизировать работу в этом направлении. Transparency International призвала IMO провести открытый диалог со всеми заинтересованными сторонами и обеспечить процесс принятия решений, отражающих общественные интересы. «На IMO была возложена задача: разработать стратегию по сокращению выбросов с судов в рамках Киотского протокола еще в 1997 году, – заявил координатор Программы обеспечения целостности климата в Transparency International Брис Бемер. – Тем не менее, до 2016 года IMO даже на первоначальном этапе не смогла согласовать Дорожную карту, которую необходимо было представить уже в 2018 году. Теперь пересмотренная стратегия будет готова только к 2023 году». Детальный доклад Transparency International будет опубликован в мае. В исследование будут включены выводы о прозрачности, подотчетности и целостности работы IMO.

В части прозрачности процессов в Transparency International обращают внимание на то, что большая часть коммерческих судов мира (52%) зарегистрирована только в пяти странах: Панаме, Либерии, Маршалловых Островах, на Мальте и Багамских островах. Эти государства известны как «налоговые гавани» для судов. На их долю приходится 43,5% от общего объема финансирования, поступающего от 170 стран-членов IMO. А это означает, что перечисленные страны потенциально имеют преувеличенный вес в формировании политики IMO, и механизма защиты от чрезмерного влияния не существует». Правительства упомянутых стран могут избирать сотрудников корпораций, включая судовладельцев, своими делегатами. Эти представители частного сектора в итоге могут определять позицию своего правительства в отношении политики IMO. Вместе с тем, в отчете Transparency International отмечается, что даже при отсутствии полноценного доступа к информационной политике прозрачность управления IMO высока.

Что касается текущей сессии MEPC 72, то в числе прочих вопросов ее участники рассмотрят поправки к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (Конвенция MARPOL 73/78). В частности, обсудят вопрос о вступающем в силу с 1 января 2020 года требовании о содержании серы в судовом топливе на уровне не более 0,5%. Кроме того, на обсуждение будет вынесен вопрос снижения риска использования тяжелых сортов топлива в арктических водах.