Трапани – человеку и пароходу

Дом Трапани
Дом Трапани

Название статьи (для тех, кто не знает) по аналогии позаимствовано у большевистского поэта Владимира Маяковского. Только в нашем случае речь пойдет об известном в Одессе в конце XIX – начале XX столетий купце 1-й гильдии Алексее Александровиче Трапани. Завидев спешащий по водной глади Одесского порта большой буксирный спасательный пароход «А.А. Трапани», любой моряк или работник порта безошибочно мог сказать, в честь кого был назван спасатель. Владелец пароходства, представитель крупных российских и иностранных заводов, фабрик и судоходных компаний, заместитель председателя Крымско-Кавказского горного клуба, член Одесского комитета Общества защиты женщин, действительный член Черноморского яхт-клуба – таким его знали в Одессе, да, пожалуй, и во многих торгово-промышленных кругах всей империи.

Трапани Алексей Александрович
Трапани Алексей Александрович

Алексей Трапани родился 17 марта 1858 года в Затишье Херсонской губернии в семье неаполитанско-подданных Александра и Марии Федоровны Трапани. По окончании гимназии в городе Таганроге он с 1881 года устроился на службу в Одесскую контору Российского Общества Пароходства и Торговли (РОПиТ). Работа в крупном пароходстве, владевшем не одним десятком судов, позволила амбициозному молодому человеку в том же году открыть свое дело – агентско-экспедиторскую контору, сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Одессе. Своей порядочностью и пунктуальностью Алексей Александрович быстро достиг известности среди многих мировых судоходных компаний. Первое время его агентство находилось на Ланжероновской улице в доме Григорьевой, №32, затем переехало в Малый переулок в дом Базили, №2, перевоплотившись в «Торговый дом А.А. Трапани».

csm flag

С самого основания это стало чисто семейным делом, в которое были вовлечены младшие братья – Владимир Александрович Трапани (1862 – 29.09.1912) и Александр Александрович Трапани (1869 — ?), а позже и сестры Наталья Александровна (1867 — ?), Елена Александровна (1868 — ?) и Екатерина Александровна.

В черноморско-азовском бассейне, помимо судов РОПиТа, успешно работали многие европейские судовладельцы, которым всегда были интересны надежные представители и агенты в портах. Успешные переговоры и контракты с владельцами пароходов позволили Алексею Александровичу Трапани в 1884 году организовать сразу несколькими первоклассными грузовыми пароходами прямые рейсы между Одессой и Батуми. Затем он наладил прямое грузовое пароходное сообщение из Одессы в Санкт-Петербург. Он фрахтовал суда как под российским флагом, так и иностранные. В 1887 году на этой линии работали пароходы «Норд Стерн», «Екатерина II», «Петр Великий», которые по весьма выгодным фрахтовым ставкам принимали от отправителей грузы не только в столицу, но и в Ревель (ныне Таллин), Ригу, Либаву (ныне Лиепая) и Архангельск с перегрузкой в Санкт-Петербурге.

Бланк Торгового дома А.А. Трапани.
Бланк Торгового дома А.А. Трапани.

«Торговый дом А.А. Трапани» брался за все. Он успешно вел торговые операции на средиземноморской, ближневосточной и балтийской линиях, на Дальнем Востоке имел свою контору, обеспечивающую подбор грузов для ежемесячной пароходной линии Одесса – Порт-Артур – Владивосток. В европейской части страны он был главным представителем Японского почтового пароходства, Гамбургского завода машин и аппаратов подвального хозяйства Больд и Фогель. Среди предлагаемых Торговым домом товаров были химические удобрения и сельскохозяйственные машины, древесная масса и картон крупнейшей финской фабрики Enso Trasliperi Finland, Крымские и Кавказские вина из имений князя К.А. Горчакова. Когда сибирские золотопромышленники заключили дорогостоящий контракт с иностранными фирмами на поставку машин и механизмов на таежные прииски, то Трапани взялся доставить технику в сибирскую глубинку. Стремясь завоевать тамошних богатых промышленников, Торговый дом стал регулярно публиковать свои объявления в Иркутской газете «Восточное обозрение».

В 1887 году он стал «исключительным» представителем организаторов Всемирной выставки в Барселоне, предложив «фабрикантам и заводчикам» участвовать в престижной Exposicion, разместившийся на 46 гектарах. В своей Конторе Трапани организовал прием «всякого рода произведений» и обеспечил их доставку на выставку в Барселону.

В 1898 году Алексей Александрович Трапани приобрел у Александры Пресман дом на углу Карантинной (ныне Юрия Олеши) и Греческой улиц, у самого Строгановского моста (№6 по Греческой улице). Дом был построен в 1880-е годы по проекту архитектора И.Ф. Яценко для одесской дворянской семьи Значко-Яворских, о чем до сих пор свидетельствует вензель на металлическом навесе дома. Соответственно, сюда переехала и контора «Торгового дома А.А. Трапани» с вывеской «Пароходство, транспортирование, страхование, комиссия, экспедиция». Есть у этого дома характерная особенность – небольшая башенка, устроенная в одном из его углов. По словам современников, владелец дома использовал это возвышенное место для наблюдения за территорией одесского порта.

Реклама Торгового дома А.А. Трапани, 1888 г.
Реклама Торгового дома А.А. Трапани, 1888 г.

Часто по незнанию Алексея Трапани называют владельцем большого числа пароходов, что совершенно не соответствует действительности. Большую часть отправляемых и получаемых грузов его Торговый дом перевозил на зафрахтованных им судах. Однако можно с уверенностью сказать, что Трапани стоял у истоков зарождения спасательного дела в Одесском порту и на юге Украины. Его всегда приводило в раздражение то обстоятельство, что практически в любой аварии или кораблекрушении спасательными работами занимались иностранные специалисты на своих ботах, буксирах и пароходах. Пытаясь прервать эту иностранную монополию, Торговый дом стал предлагать свои услуги по спасению и буксировке коммерческих аварийных судов. Однако свой первый спасательный пароход удалось приобрести уже после кончины Алексея Александровича Трапани. Он умер 10 августа 1907 года, находясь в имении полковника Бржезицкого в Елисаветградском уезде, но был похоронен в Одессе, на 2-м Новом городском кладбище.

Буксирный пароход «А.А. Трапани», названный в память основателя Торгового дома, был в совершенстве оборудован всеми спасательными, водоотливными, противопожарными, водолазными, грузовыми, перегрузочными и буксирными механизмами, водяными цистернами, помпами, лебедками, спасательными шлюпками и буксирными канатами. Грузоподъемность спасателя составляла всего около 200 тонн при длине 160, ширине 25 и осадке 12 футов. При этом он мог развивать скорость до 14 узлов.

Автор статьи: Михальченко Виктор, Electrician Engineer, директор музея «Христианская Одесса»
Автор статьи: Михальченко Виктор,
Electrician Engineer, директор музея
«Христианская Одесса»

После кончины Алексея Трапани делами Торгового дома продолжали заниматься его братья Владимир и Александр, который, кстати, назвал своего сына Алексеем (род. 17 февраля 1911 года), в честь своего старшего брата. Им же по наследству перешли во владение и дачи на Малом и Среднем Фонтане. С 1914 года в числе владельцев Торгового дома «А.А. Трапани» числятся и сестры: Елена Александровна и Екатерина Александровна Трапани, а также теперь уже княгиня Наталья Александровна Дабижа. Основным направлением деятельности семейной конторы оставались транспортные, комиссионные и экспедиторские дела. Большая часть принадлежащих Торговому дому барж, подчалков и берлин, базирующихся в основном в Херсоне, с 1914 года была отдана в аренду Акционерному Обществу «Русское Черноморско-Днепровское пароходство».

За помощь в написании статьи выражаю благодарность одесскому коллекционеру Анатолию Дроздовскому и одесскому краеведу Сергею Решетову.