Санкции за заход в Крым: Украина конфискует и судно, и груз

Сухогруз Sky Moon
Фото: Dennis Mortimer

Украина применила санкции в отношении судна, которое ввезло в страну груз из крымского порта, нарушив при этом таможенное законодательство нашей страны. Капитана отдадут под суд, груз и судно конфискуют. Государственный бюджет Украины пополнится 18 миллионами гривен.

Танзанийское судно Sky Moon с 3-мя тысячами тонн технической соды, ввезенной с территории временно оккупированной АР Крым, было задержано Государственной пограничной службой Украины 30 ноября 2016 года, когда следовало из Севастополя в Джурджулешты. Судно не вышло на связь, пограничники остановили его и провели осмотр. Записи в судовых документах, показания приборов и отметки пограничного ведомства РФ подтвердили, что судно заходило в порты Крыма. Во время следования в порт Рени капитан сухогруза намеренно совершил маневр с целью посадить судно на мель в румынской части Дуная, но пограничники эту попытку пресекли. В сопровождении  буксира Sky Moon все же был отконвоирован в украинский порт. В отношении капитана Одесская таможня по инициативе Военной прокуратуры Южного региона составила административный протокол о нарушении таможенных правил. 15 марта 2017 года этот протокол рассмотрел Малиновский районный суд Одессы.

csm flag

Капитан Sky Moon признан виновным в перемещении груза вне зоны украинского таможенного контроля.

Суд принял решение о конфискации предмета контрабанды стоимостью 18,5 миллионов гривен в доход государства, а также о конфискации судна, поскольку это транспортное средство было использовано для совершения правонарушения. Капитана и одного из собственников компании, которой принадлежит груз, гражданина Молдовы, привлекут к уголовной ответственности. Оба предстанут перед судом. Решается вопрос о привлечении к ответственности и представителя судовладельца, гражданина Румынии, который организовал перевозку груза.

Военная прокуратура Южного региона Украины совместно с другими правоохранительными структурами разработала механизм обеспечения соблюдения украинского законодательства в отношении временно оккупированной Российской Федерацией территории Автономной Республики Крым, и эта работа дала первые результаты. Груз, который находился на борту Sky Moon, является самой крупной за всю историю существования независимой Украины партией контрабандного товара, которая будет конфискована в рамках санкций за нарушение таможенных правил.

Уже один факт того, что судно заходит в порты Крыма, может повлечь юридическую ответственность членов экипажа при последующем заходе в украинский порт. Ч. 1 ст. 332-1 Уголовного кодекса Украины предусматривает за такое нарушение лишение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок с конфискацией транспортного средства. И речь идет именно об ответственности физических лиц. То есть, разрабатывая маршруты, охватывающие крымские порты, судовладельцы и компании-операторы подставляют под удар членов экипажей. Моряки, находившиеся на борту судна во время его захода в Крым, несут  административную и уголовную ответственность за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию.

Кроме того, по-прежнему в действии санкции международного сообщества, которое отреагировало на неправомерные действия соседнего с Украиной государства. Так, 27 марта 2014 года была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН. В пункте 6 этого документа сказано, что ООН и ее специализированные органы, к которым относится и Международная морская организация (IMO), призывают «все государства, международные организации и специализированные учреждения не признавать любое изменение статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя и воздерживаться от любых действий или шагов, которые можно было бы истолковать как признание любого такого измененного статуса».

18 декабря 2014 года Совет ЕС обнародовал документ об ограничительных мерах Евросоюза в отношении Крыма и Севастополя. Этот законодательный акт включает в себя, в том числе, и ряд ограничений по торговым отношениям с оккупированной территорией. За нарушение санкций ЕС предусмотрена ответственность как на территории стран Евросоюза, так и на борту любого судна (морского, воздушного), находящегося под юрисдикцией ЕС. Ответственность также несет любой гражданин ЕС, независимо от того, где он находится, и любое юридическое лицо, организация или предприятие, основанное в соответствии с законодательством ЕС или занимающееся деятельностью на территории ЕС. Санкции ЕС запрещают страховым компаниям страховать или перестраховывать суда, которые перевозили товары из Крыма в порты ЕС.

К нарушителям может быть применен механизм воздействия, предусмотренный Международным Кодексом охраны судов и портовых средств (ISPS Code), который является частью Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS 74). После закрытия крымских портов их свидетельства о соответствии требованиям Кодекса утратили силу, и заход судна в такой порт ставит под сомнение соответствие самого судна требованиям ISPS Code. Это означает, что портовые власти государства следующего порта захода могут прийти на судно с расширенной инспекцией, задержать его или вообще запретить заходить в порт.

Возвращаясь к ситуации со Sky Moon, стоит отметить еще один нюанс. Как упоминалось выше, один из собственников компании, которой принадлежит груз, является гражданином Молдовы. А морская администрация этой страны 26 августа 2014 года проинформировала судовладельцев о необходимости избегать заходов в закрытые порты Крыма. Суда, действующие вопреки циркуляру, могут быть лишены регистрации под флагом Республики Молдова.

Ранее Украина уже задерживала суда, заходившие в порты материковой части страны после заходов в порты Крыма. В основном это были суда крымских судовладельцев, которые перерегистрировались в РФ, а в порты Украины заходили под украинскими флагами. Также в числе задержанных были сингапурский танкер, несколько судов под флагом Молдовы, суда под флагом Мальты и РФ.

Сухогруз Sky Moon, DWT=4.083, построен в 1978 году, ходит под флагом Танзании, принадлежит румынской компании Info Market S.R.L., управляется Blue Sky Shipmanagement Ltd. В экипаже девять человек, капитан является гражданином Ливии, еще восемь моряков – граждане Сирии.