Второй помощник капитана Кирилл Дулин: сегодня нашим морякам ничто не мешает получать образование за границей

Кирилл Дулин, 2-ой помощник капитана CSM

Второй помощник капитана Кирилл Дулин сделал свой первый рейс в компании Columbia Shipmanagement Ukraine кадетом в 2011 году. Продвижение по карьерной лестнице шло гладко, но в какой-то момент Кирилл понял, что его привлекает то направление работы, которое так часто ругают моряки на борту – гипотетический «офис», в частности, стратегический менеджмент. Молодой офицер решил: пока еще есть время, нужно учиться. И сделал в своей морской карьере небольшую паузу. А поскольку для продолжения образования Кирилл выбрал не украинское, а европейское учебное заведение, «Работник моря» решил подробнее расспросить его обо всех нюансах.

Работник моря: Расскажите, пожалуйста, о том, как складывалась ваша карьера в море? Мы знаем, что вы начинали кадетом в 2011-м, а сейчас уже ходите вторым помощником. Сложно было продвигаться?
Кирилл Дулин: Тогда, в 2011 году, мне повезло стать участником кадетской программы Columbia Shipmanagement. Я помню, как мы с сокурсником (казалось бы, толковые ребята с приличным уровнем теоретических знаний) обивали пороги других крюингов, не имея никаких «связей». И отлично помню, как мы были рады, узнав об открытой и честной кадетской программе CSM. Когда я получил первое назначение на судно, в крюинге мне сказали: «Тебе очень повезло, что пойдешь кадетом к капитану Олегу Ольгину. Вряд ли кто-то даст практику лучше, чем он». Я до сих пор благодарен Олегу Владимировичу и исполнительному директору украинского филиала CSM Григорию Машкевичу за то, что дали мне первый толчок и веру в себя на профессиональном пути.

csm flag

Работник моря: Какие знания и навыки оказались для вас особенно полезными в работе?
Кирилл Дулин: Когда я попал на борт своего первого танкера, было впечатление, что вся теория, которую мы так усиленно зубрили перед экзаменами, устаревшая или даже… бесполезная. Потом оказалось, что я неуклюже ею пользовался в самом начале: в процессе работы пригодилось почти все! Астрономия, ТУС, радиолокационные приборы и прочая, и прочая, и прочая. Помимо этого, мне кажется, что очень здорово быть гибким, динамичным и иметь здоровый интерес к техническому прогрессу в своей отрасли. Так проще быстро осваивать новые обязанности, учиться работать с новым оборудованием.

Работник моря: Вы сказали, что сейчас взяли паузу, чтобы учиться. А куда поступили?
Кирилл Дулин: Я заканчиваю последний год двухлетней магистратуры MSc Maritime Management в Chalmers University of Technology, Гетеборг, Швеция. Поступал в университет два года: в 2014, к сожалению, пролетел со стипендией, но через год выиграл очень хороший грант и поехал учиться.

Всего программа длится два учебных года, поэтому сейчас осталось только закончить диплом – и можно выпускаться в июне.

Работник моря: Откуда вы узнали об этом учебном заведении?
Кирилл Дулин: Просто искал европейскую магистратуру по специальности в Google. Сначала ориентировался на Германию, но на тот момент там не было программ на английском, поэтому Швеция в этом плане – идеал для иностранного студента, вся магистратура читается на английском.

Работник моря: Почему вы приняли решение учиться именно там?
Кирилл Дулин: Описание программы было очень интересным (и, забегая вперед, скажу: курсы более чем превзошли ожидания), плюс мой профиль и опыт полностью соответствовал тому, который был рекомендован университетом. И, конечно же, замечательные общественная модель государства и скандинавская природа тоже сыграли большую роль.

Работник моря: И много нового узнали за время учебы?
Кирилл Дулин: Как бы банально это ни звучало, но за эти два года меня научили думать: работать над решением больших и важных проблем, которые стоят перед судоходством сегодня. Это безопасность на флоте, воздействие на окружающую среду, сохранение и повышение рентабельности в условиях кризиса и так далее. Я помню, когда писал свою первую дипломную работу, не смог найти интересную тему и остановился на тривиальном планировании перехода. Сейчас же – не знаешь, за что взяться, потому что, как оказалось, проблем для исследования в отрасли – непочатый край.

Работник моря: Отличается ли кардинально процесс обучения за границей и в Украине? В чем отличия?
Кирилл Дулин: Очень отличается, по крайней мере, в Швеции. Например, мне очень понравилось уважительное отношение со стороны преподавателей и отсутствие авторитаризма в аудитории, когда все стараются высказать свое мнение, а потом обсудить в группе и найти аргументы за и против. Иногда это, кстати, утомляло: я привык к индивидуальной работе. Даже сейчас мы пишем диплом в паре с одногруппником, и очень много времени уходит на то, чтобы прийти к одному видению важных вопросов. Но это замечательно, потому что я понимаю, что эти навыки кооперации – то, чего мне не хватает и нужно над этим работать дальше. С другой стороны, мое первое образование дало стабильную теоретическую базу, которой иногда удается блеснуть на лекциях в Чалмерсе.

Работник моря: Нашли ли общий язык с сокурсниками? Много ли среди них украинцев?
Кирилл Дулин: В моей группе в основном местные ребята, часть после бакалаврата морской логистики, часть – с таким же образованием и опытом, как у меня. Многие работали с русскоязычными экипажами, поэтому в самом начале общие темы для разговора нашлись сразу. Наших студентов до меня в программе еще не было, я думаю из-за того, что она относительно молодая, да и Швеция, наверное, кажется довольно экзотической страной в плане положения и языка. В любом случае, я надеюсь на то, что многие о ней узнают и, возможно, заинтересуются.

Работник моря: Многие боятся самого процесса поступления… Вам было сложно поступить?
Кирилл Дулин: Поступление как раз организовано максимально просто: нужно отправить пакет документов (переведенные дипломы и приложения, результаты TOEFL или IELTS, мотивационное письмо и рекомендации) в электронном формате в январе для зачисления осенью. После этого оплачивается небольшой сбор за рассмотрение документов, и можно ждать результатов отбора в апреле. Для поступления на магистрат достаточно нашего базового образования: степени бакалавра-судоводителя, или судомеханика, или морского логиста. Главное препятствие – стоимость обучения и жизни в Швеции, однако существует несколько стипендий, информация о которых размещена на странице университета.

Работник моря:  Какие перспективы откроются перед вами после получения диплома?
Кирилл Дулин: Все предыдущие выпускники находили работу по специальности после выпуска. Большинство работает в судоходных компаниях, кто-то – в национальных морских администрациях или портах. Что касается меня, то обязательно буду рекомендовать такой формат обучения своим друзьям и коллегам. Нет практически никаких препятствий для наших моряков к тому, чтобы уже сегодня получать достойное образование за границей.

Партнерский материал